ДОП "Юный эколог"

№ п/п
1

Паспорт программы

2

Пояснительная записка

4

2.1

Цель Программы

4

2.2

Задачи Программы

5

2.3

Принципы и подходы к формированию Программы

6

3

Нормативно - правовые акты на основе которых разработана
программа

8

4

9

5

Формы и методы организованной образовательной
деятельности
Планируемые результаты освоения программы

11

6

Интеграция содержания образовательной области.

11

7

12

8

Календарный план-график работы кружка «Юный
эколог»
Календарный учебный график кружка «Юный эколог»

9

Учебный план кружка «Юный эколог»

15

10

Перспективный план работы с родителями по
экологическому воспитанию
Материально - техническое оснащение занятий

22

Диагностический инструментарий по экологическому
развитию
Список методической литературы.

24

11
12
13

Содержание модуля

2

Стр.
3

13

23

28

Паспорт программы
Образовательная программа «Юный эколог»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования, первая
квалификационная категория: Абукарова Ксения Рамазановна
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад компенсирующего вида №7 г. Моздок Республика Северная
Осетия - Алания
Адрес: 363753, РСО-Алания, г. Моздок, ул. 50 лет Октября, дом 8, тел: 8(86736)32773
Электронная почта: tanya.druzhinina.67@mail.ru
Программа реализуется в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении - детский сад компенсирующего вида №7
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Социальный статус: воспитанники с нарушением зрения (слабовидящие, ФРЗ)
дошкольного образовательного учреждения
Программа разработана:
1. в соответствии: с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО)
2. в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ФАОП ДО) – адаптированной основной образовательной программой дошкольного
образования детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием)
3. с использованием технологий:
 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV
вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л.И.
 инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой.
Цель программы: формирование у детей с ФРЗ, слабовидящих гуманной, социальноактивной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к
природе.
Направленность программы: Адаптированная программа дополнительного
образования «Юный эколог» имеет естественно - научную направленность, которая
является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с НЗ.
Программа представляет собой инструмент введения ребёнка с нарушением зрения в
мир экологии, растений и животных на основе исследований. Работа по данной программе
позволяет развить у дошкольников с НЗ способности к экологическому мышлению в
условиях дошкольного учреждения. Это проявляется в умении эффективно использовать
экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению
отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный
3

.
Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты
воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы
каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую
очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность
за все живое на Земле.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о
том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его
составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на
природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к
окружающему миру.
Ребёнок чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает
с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или
животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются
наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие
окружающего мира.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный эколог» (далее программа) имеет естественно - научную
направленность и разработана для детей с ФРЗ с учётом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Цель программы формирование у дошкольников с ФРЗ целостных
представлений о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением
регионального компонента (РСО –Алания)
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы определена Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа дополнительного образования «Юный эколог» имеет естественно научную направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна программы заключается в том, что предусматривается введение в
занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети с ФРЗ смогут
познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя
накопленный опыт.
Актуальность программы обусловлена тем, что, в настоящее время возникает
необходимость дать воспитанникам с ФРЗ определенные знания о природе, о
4

взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко
всему живому.
Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям с ФРЗ в дальнейшем
освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность
между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ
- профессиональная деятельность).
Общие задачи программы:
- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в
лучшую сторону
- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.
- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно
распоряжаться ее богатствами.
- Развивать экологическую культуру.
Образовательные:
- Дать обобщенные представления детей о природе родного края и многообразии
природного мира. О жизни животных и растений в сообществах – экосистемы.
О целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и
растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных. О
сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их
взаимосвязях.
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно
правильного отношения к природе.
-Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на
основе уточнения представлений.
- Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с
ним.
- Научить детей простейшим правилам поведения в природе.
- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции
(сравнение, обобщение).
- Развивать познавательные и творческие способности детей, желание активно
изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и
предположения коммуникативное общение.
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, правильные
решения по ее улучшению.
Воспитательные:
-Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих
животных и растений.
5

-Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять
инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.
-Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем
проявлении многообразии форм и красок.
-Формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе.
Задачи оздоровительной направленности.
- Учить взаимодействовать с природой.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с
природой.
- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности
дежурного в зоне природы, заботиться о чистоте окружающего мира, родного города.
- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать представление об экологических проблемах города.
- Закрепить умение правильно вести себя в природе.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
- Побуждать применять на практике знания по охране природы.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе
участия в продуктивных видах деятельности.
- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в
продуктивных видах деятельность.
- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру
природы.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ является планирование
занятий, направленных на реализацию регионального компонента.

Реализацию данной программы предполагается осуществлять на
основе следующих принципов и подходов:
1. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса
является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных
этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для
полноценного развития.
2. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической
части экологического образования, формирование практических навыков адаптации
6

и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях
на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
3. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы
проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и
интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также
индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие
возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
4. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением
наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и
мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес,
снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей
эффективности образовательного процесса в целом.
5. Конкретность – объем знаний увеличивается и эти знания должны быть
конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать
только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка,
дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых
«букашками», все водные растения водорослями.
6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться
принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным,
опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями,
обращаясь к известной ему информации.
7. Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми,
воспитателями и родителями.
8. Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной
деятельности.
9. Целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает
сформировать у ребёнка понимание единства мира.
10. Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу
родного края, народные традиции, краеведение).
11. Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием
экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает
формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры
потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ
жизни.
12. Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения
всестороннего развития личности ребёнка.
13. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей – проявляется в
отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

7

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
 Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования».
 Приказ Министерства просвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам — образовательным программам
дошкольного образования».
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29
марта 2016 г. № ВК-641/09).
 Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в
сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР81/02вн)
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
„Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“.
 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад компенсирующего вида №7 города Моздока Республики
Северная Осетия - Алания и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников с нарушениями зрения на занятиях художественной направленности и
спецификой работы учреждения.
Программа «Юный эколог» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
детей с ФРЗ 5 - 6 лет. В этом возрасте дети особенно восприимчивы, первые
впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя
дальнейшее развитие.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим работы - 1 раз в неделю, во второй половине дня.
8

Продолжительность занятий 25 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (3-5 минут).
Количество детей в группах: 10 человек; по 5 человек в подгруппе.

Формы и методы организованной образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно
проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир
по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к
восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными
обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки,
загадок, викторин.
Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе
(экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух,
красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на
здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость,
учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них
воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы,
их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность,
воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся
следовать закону « не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей
творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические
задачи, такие как, например, уборка территории от мусора. Такая работа
способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность
окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения организованной образовательной деятельности:
Экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно –
экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного
сопровождения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно - иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и
любование природой).
- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
-исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ,
сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются:
9

Словесные методы: устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор
ситуаций, осуждение увиденного.
Наглядные методы: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание,
экскурсии, целевые прогулки.
Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая
деятельность.
Образовательная деятельность в соответствии
с областью «Познавательное развитие»
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать,
развивать любознательность.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях,
кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и
«сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями.
Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного
размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от
человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают
пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют
в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.).
Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и
насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их
некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными
различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения
художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он
должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно следственные связи между природными
явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и
растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение
продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки,
ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы
(гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
10

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы
(холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в
городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе:
тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются
на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).
Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света
на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов,
овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).
Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята,
опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

Планируемые результаты освоения программы.
(модель предполагаемого результата по учебным задачам)
 Дети будут знать:
 Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
 О трёх стадиях развития живых организмов.
 О природно-климатических зонах Земли и РСО - Алания.
 Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды
обитания (лес, тундра, тайга).
 О приспособляемости растений и животных к условиям жизни.
 О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
 Дети будут иметь представления:
 О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
 О Солнечной системе и её планетах.
 Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных
природных зонах.
 О возникновении жизни на Земле.
 Дети будут уметь:
 С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с
условиями жизни в разных природных зонах.
 Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и
делать выводы.
 Объяснять экологические зависимости.
 Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей
среды и жизнью живых организмов.

Интеграция содержания образовательной области.
Образовательные
области
Физическая
культура

Безопасность.
Экология.
Воспитание потребности в физическом совершенстве.
11

Здоровье

Внедрение в программу здоровье сберегающих технологий.
Формирование представления о здоровом образе жизни, своем
теле.
Формирование умения адекватно реагировать на изменение
окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
Знакомство с особенностями труда в природе.

Труд

Познание

Социализация
Художественная
литература

Воспитывать ценностное отношение к труду его роли и
результатам в жизни человека.
Формирование осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и объектам, экологического мировоззрения и
активной жизненной позиции.
Развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность
Формирование интереса к родному краю, чувство принадлежности к мирровому сообществу.
Использование художественных произведений для обогащения
содержания образовательной деятельности.
Дать представление о целостной картине мира.

Художественное
творчество

Через произведения художественной литературы раскрывать
красоту природы.
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей
действительности.
Удовлетворять потребность детей в самовыражении.

Коммуникация

Формирование эстетического отношения к миру и содействие
художественному развитию ребенка средствами искусства.
Формировать компоненты устной речи в различных видах
деятельности.
Овладеть конструктивными способностями и средствами
взаимодействия с окружающими людьми.

Календарный план-график работы кружка «Юный эколог»
№

Содержание

1

Режим работы

2

Продолжительность
учебного периода
Нерабочие дни
Количество недель
Продолжительность
каникул

3
3
4

Продолжительность

1 раз в неделю (среда)
15.40-16.05
Начало: 11.09.2023 год
Окончание : 31005.2024год
суббота, воскресенье и праздничные дни
36 недель
30.12.2023г.-08.01.2024г. –
новогодние праздники

12

Объём образовательной нагрузки по программе экологического воспитания детей
дошкольного возраста с ФРЗ «Юный эколог»
Количество
занятий в
неделю

Количество
занятий в
месяц

Количество
занятий в год

Длительность
образовательной
деятельности

Объём образовательной
нагрузки

1

4

36

25 мин

15 ч

Календарный учебный график
№
п\п

Тема занятия

1

Вводное занятие

2

«Я и природа»

Дата
проведения

Количество
часов
теор практ
06.09.2023 г 50
мин
13.09.2023 г.
10
40
мин
мин

3

«Наш – дом
природа»

20.09.2023 г.

10
мин

40
мин

4

«Хлеб – всему
голова»

27.09.2023 г.

10
мин

40
мин

5

«Зерновые
культуры»
«Почему зерно в
землю сеют?»

04.10.2023 г.

20
мин

30
мин

11.10.2023 г.

10
мин

40
мин

7

«Злаки родного
края»

18.10.2023 г.

10
мин

40
мин

8

«Что мы сажаем,
сажая леса?»

25.10.2023 г.

20
мин

30
мин

9 «Удивительный лес.

01.11.2023 г.

10
мин

40
мин

6

Кора дерева»

10

«Что было бы,
если…»

08.11.20223 г.

10
мин

40
мин

11

«Растения и
животные леса»

15.11.2022 г.

30
мин

20
мин

12

«Комнатные
растения в уголке
природы»

22.11.2023 г.

10
мин

40
мин

13

Форма занятия
Беседа, чтение
литературы
Беседа,
дидактические
игры
Работа со схемой,
дидактические
игры
Беседа,
дидактические
игры
Работа со схемой
Работа по образцу

Форма
контроля
Наблюдение

Наблюдение
Выставка
работ в группе
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
посаженных
семян.
Наблюдение

Рассматривание
зёрен,
д/упражнения
Работа со схемой Выставка работ
в группе
Рассматривание
экспозиция
иллюстраций,
«Дары леса»
сравнение кусочков
коры, проведение
опытов
Чтение и
Выставка
обсуждение
опытов в
рассказов и стихов о
группе
лесе, проведение
экологических
опытов
Работа по образцу Наблюдение
Наблюдение, беседа, Наблюдение
дидактические игры

«Изучаем строение
цветка»

29.11.2023 г.

20
мин

30
мин

14 «Что будет, если…»

06.12.2023 г.

10
мин

40
мин

13

Рассматривание
растений в уголке
природы
Знакомство с
моделями
«Потребности
растений»,
установление
правил ухода
согласно «паспорту
растения»
Работа по образцу

Наблюдение
Наблюдение

15

«Посадка комнатных
растений»

13.12.2023 г.

10
мин

40
мин

16

«Что такое снег?»

20.12.2023 г.

10
мин

40
мин

17

«Тайна воздушного
пузырька»
«Рисунок на
бархатной бумаге»
(мукой, ватой)
«Красная книга РСО
– Алания»

27.01.2024 г.

10
мин

40
мин

10.01.2024 г.

10
мин

40
мин

работа по образцу

Выставка
работ в группе

17.01.2024 г.

10
мин

40
мин

Работа по образцу

«По заповедным
местам природы
РСО - Алания»
«Город, в котором
хотел бы я жить»
«Твой город – твое
здоровье»

24.01.2024 г.

10
мин

40
мин

Совместное
обсуждение
работ
Выставка
работ в группе

31.01.2024 г
07.02.2024 г

20
1 час
мин 20 мин

14.02.2024 г.
21.02.2024 г

20
1 час
мин 20 мин

«Путешествие по
глобусу»
«Свойства воды»

28.02.2024 г.

10
мин

13.03.2024 г.

«В гостях у
жителей подводного
царства»
«Источники
загрязнения воды.
Меры охраны»
«Человек – верный
сын природы»

28

29

18

19

20

21
22
23
24

25

26

27

Наблюдение,
рассматривание,
игры, опыты,
чтение стихов и
рассказов.
Эксперименты,
игры

Изготовлению
атрибутов к игре.

Выставка
посаженных
растений
Наблюдение

Наблюдение

Экскурсия, беседа, Фотовыставка
строительные игры на сайте ДОУ
Экскурсия, беседа

Фотовыставка
на сайте ДОУ

40
мин

Рассматривание
иллюстраций, игры

Наблюдение

10
мин

40
мин

Работа по образцу,
эксперименты, игры

20.03.2024 г.

10
мин

40
мин

Рассматривание
иллюстраций,
беседа, игры,

Совместное
обсуждение
опытов
Наблюдение

27.03.2024 г.

10
мин

40
мин

Работа по образцу,
эксперименты, игры

03.04.2024 г.

10
мин

40
мин

«Разработка
экологических
знаков»

10.04.2024 г.
17.04.2024 г.

20
мин

1 час
20 мин

«Юные спасатели»

24.04.2024 г.

10
мин

40
мин

14

Беседа, чтение,
дидактические игры
Работа по образцу
экскурсия –
путешествие по
территории ДОУ
Работа по образцу

Совместное
обсуждение
опытов
Наблюдение

Выставка
работ в группе
Наблюдение

30

31

32
33

«Сказа ложь, да в
ней намек»
«Лекарственные
растения – средства
оздоровления
организма человека»
«Удивительное
рядом»
«Лесная аптека на
страже человека»
всего

08.05.2024 г

30
мин

20
мин

15.05.2024 г.

10
мин

40
мин

22.05.2024 г.

10
мин

40
мин

29.05.2024 г.

10
мин

40
мин

36 занятий

Чтение,
рассматривание
иллюстраций
Изготовление
атрибутов к
экологическим
играм, работа со
схемой
Беседа, заучивание
Работа по образцу

Наблюдение
Выставка
работ в группе

Наблюдение
Наблюдение

7 час 21 час
50 мин 50 мин

Учебный план кружка «Юный эколог»
Сентябрь. «Неживая природа осенью»
Тема недели

Программное содержание

«Я и природа»

Формировать представления о
неразрывной связи человека с
природой (человек – часть природы)
Воспитывать бережное отношение к
окружающей природе.

«Наш – дом
природа»

Формировать у детей представление
о том, что в при роде все
взаимосвязано, создание у детей
радостного настроения , воспитание
любви к природе.

Предварительная работа
Беседа экспериментальной зоны
(камни, песок, глина )
«Что такое природа» . «Природа
- не природа», «Угадай ,что в
мешочке».
«Дом - жилище человека» и
«Дом – природа». Игра «Мой
дом»

Октябрь. «Земля – кормилица наша»
Тема недели

Программное содержание

«Хлеб – всему
голова»

Углубить представления детей о
процессе выращивания хлеба, о том,
как хлеб пришел к нам на стол.
Формировать навыки речевого
общения, активизировать словарь
однокоренных слов. Воспитывать
бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб»,
отгадывание загадок, чтение
рассказов и стихотворений,
рассматривание иллюстраций,
моделирование
последовательности полевых
работ.
Д/у «Какой хлеб?», «Кто больше
назовет».

«Зерновые
культуры»

Познакомить детей с зерновыми
культурами.
Воспитывать уважительное
отношение к хлебу, как главному
продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с
зерновыми культурами нашего
региона

15

Предварительная работа

«Почему
зерно в землю
сеют?»

Закрепить и обогатить знания детей о
росте растений в разных условиях и
почвах.
Учить пользоваться речьюдоказательством, для обоснования
своих суждений, развивать умение
анализировать, ввести в словарь
детей новые слова: перегной,
удобрение. Воспитывать чувство
ответственности за порученное дело,
навыки исследовательской
деятельности.

Посев семян в емкости с разным
грунтовым составом.
Работа с дневником наблюдения

«Злаки
родного края»

Углубить знания детей о злаках
родного края.
Развивать память, мышление.
Воспитывать уважение к труженикам
сельского хозяйства,
целеустремленность, умение
выполнять правила конкурсов.

Рассматривание зерен.
Д/у «Достань и назови»,
«Горшочек каши».

Ноябрь. «Таинственное лесное царство».
Тема недели
«Что мы
сажаем, сажая
леса?»

Программное содержание
Обогатить представления детей о
значении леса в жизни человека,
объяснить причину исчезновения
леса, систематизировать
представления о лесе как об
экосистеме.
Совершенствовать монологическую
речь, ввести в словарь: сообщества,
многоярусность, исчезновение.
Воспитывать экологически
грамотное поведение в лесу.

«Удивительный Уточнить с детьми понятие «кора»,
для чего она служит дереву.
лес. Кора
Развивать у детей познавательный
дерева»
интерес к жизни леса и его
обитателям; упражнять в
составлении рассказов с подбором
эпитетов.
Воспитывать эстетический вкус,
бережное отношение к лесу.
«Что было бы,
если…»

Расширить представления детей о
лесе, как об экосистеме.
Ввести в словарь слова: обитатели,
хищники, травоядные, цепи питания.
Воспитывать бережное отношение к
лесу.
16

Предварительная работа
Отгадывание загадок о деревьях,
чтение пословиц о лесе

Рассматривание иллюстраций,
сравнение кусочков коры,
проведение опыта, экспозиция
«Дары леса».

Чтение и обсуждение рассказов
и стихов о лесе, проведение
экологических опытов

Уточнить знания детей о растениях
(травах, кустарниках, деревьях),
«Растения и
животные леса» грибах и животных леса нашего края.
Развивать память, быстроту реакции;
связную речь через умение
рассказывать об особенностях
растений.
Воспитывать уважительное
отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций
картин русских художников,
посвященных экологической
тематике

Декабрь. «В царстве комнатных растений»
Тема недели

Программное содержание

Предварительная работа

«Комнатные
растения в
уголке
природы»

Расширить знания детей о комнатных
растениях и об уходе за ними.
Познакомить детей с правилами
поливки.
Развивать связную монологическую
речь через
умение рассказывать об
особенностях строения растений,
составление загадок-описаний.
Воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость.

«Изучаем
строение
цветка»

Учить детей определять части цветка. Рассматривание растений в
Учить описывать растения, опираясь уголке природы.
на модели.
Воспитывать бережное отношение к
растениям.

«Что будет,
если…»

Формировать представления детей об
отношениях
различных
комнатных растений к воде, теплу и
свету. Развивать понимание того, как
важен правильный уход за
комнатными растениями.
Воспитывать желание ухаживать за
комнатными растениями.

Знакомство с моделями
«Потребности растений»,
установление правил ухода
согласно «паспорту растения».

«Посадка
комнатных
растений»

Учить правильной посадке
комнатных растений.
Развивать у детей трудовые умения,
развивать связную речь через умение
рассказывать о выполнении своих
действий, составлять предложения о
предметах труда и действиях с ними.
Воспитывать желание
самостоятельно выращивать
растения

Моделирование трудового
процесса.

17

Наблюдения за развитием и
ростом растений в уголке
природы,
беседа «О чем рассказывают
растения (о потребностях
растений),
игра «Угадай растение».

Январь «Загадочные явления в природе»
Тема недели

Программное содержание

Предварительная работа

«Что такое
снег?»

Расширить представления детей о
снеге, помочь понять, почему при
изменении температуры снег
изменяет свои свойства.
Развивать интерес к зимним
явлениям неживой природы,
грамотно формулировать свой ответ;
активизировать речь словами: тает,
замерзает.
Воспитывать чувство прекрасного,
вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом,
рассматривание снежинок, игры
со снегом, опыты, чтение стихов
и рассказов.

«Тайна
воздушного
пузырька»

Расширить знания детей о воздухе,
его свойствах.
Познакомить детей с природным
явлением «ветер», с причинами его
возникновения.
Формировать интерес к
экспериментальной работе.
Воспитывать усидчивость, умение
работать в коллективе.

Определение направления ветра
(ветреной рукав), игры с
вертушками, игра «Откуда
прилетел ветер?»

«Рисунок на
бархатной
бумаге»
(мукой, ватой)

Вызвать у детей желание заниматься
творчеством.
Развивать творческое воображение,
эстетический вкус; активизировать
речь словами: «снежная крупа»,
«снежные хлопья», «снегопад».
Воспитывать желание любоваться
зимней природой

Наблюдения в природе.

Февраль. «Экология родного края»
Тема недели

Программное содержание

«Красная книга
РСО - Алания»

Выявить какие растения и животные
являются редкими в нашем регионе.
Составить Красную книгу своего
региона.
Формировать представления о
Красной книге РСО -Алания.
Воспитывать гуманное, экологически
целесообразное отношение детей к
природе.

Знакомство с Красной книгой
РСО – Алания.

«По
заповедным
местам
природы
РСО - Алания»

Формировать представления об
охранных природных территориях
(местах) – заповедниках.
Развивать познавательную
активность детей, экологическое
мышление на основе представлений

Мастерская по изготовлению
атрибутов к игре: эмблемы
заповедника, карты-маршрута.

18

Предварительная работа

о заповеднике, коммуникативное
общение.
Воспитывать бережное отношение к
природе.
«Город, в
котором хотел
бы я жить»

«Твой город –
твое здоровье»

Формировать представления детей о
городе, как о доме с экологически
полноценной средой, где все
гармонично.
Развивать творческие способности,
мышление.
Воспитывать ценностное отношение
к природе родного города.
Расширить представления детей о
городе, как о доме с экологически
полноценной окружающей человека
средой.
Развивать творческое воображение,
любознательность, эстетическое
отношение к природе,
коммуникативность.
Воспитывать любовь к родному
городу, ценностное отношение к
своему здоровью.

Экскурсия в город, беседа «Мой
город».
Различные строительные игры.

Экскурсия в парк,
беседа о роли воздуха в жизни
человека.

Март. «Царица – водица»
Тема недели

Программное содержание

Предварительная работа

«Путешествие
по глобусу»

Расширить знания детей о глобусе –
модели Земного шара, о формах и
видах воды (родники, реки, моря,
озера, океаны…).
Развивать экологическую культуру;
диалогическую речь, развернуто и
точно отвечать на поставленный
вопрос, обогатить словарь:
круговорот.
Воспитывать бережное отношение к
воде, как основному природному
ресурсу.

Рассматривание иллюстраций
(использование воды человеком);
игры «Ручеек», «Мы –
капельки».

«Свойства
воды»

Расширить знания детей о воде и ее
свойствах.
Развивать мышление,
любознательность; формировать
умение правильно строить
предложения, делать умозаключения.
Воспитывать экономное отношение
к воде.

Отгадывание загадок, чтение
стихов о воде, инее, льде, росе,
дожде и т. п.

«В гостях у
жителей

Углубить представления детей
об обитателях морей и океанов.

Рассматривание иллюстраций,
предметных картинок,

19

подводного
царства»

Развивать любознательность, умение
видеть новое в знакомом мире
«подводного царства».
Развивать монологическую речь,
способности выражать свое
отношение к роли.
Воспитывать доброту, отзывчивость.

разучивание слов.

«Источники
загрязнения
воды. Меры
охраны»

Дать представление об основных
источниках загрязнения воды в
природе, ее последствиях,
мероприятиях по предотвращению
загрязнения.
Способствовать развитию речи,
активизировать словарь:
водоочиститель, завод, нефть,
нефтепродукты.
Воспитывать экологическую
культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не
было воды?»; чтение
природоведческой литературы,
рассматривание иллюстраций.

Апрель. «Защитим природу!»
Тема недели

Программное содержание

Предварительная работа

«Человек –
верный сын
природы»

Формировать у детей
Беседа о правилах поведения
способность выявлять и моделировать людей на природе;чтение
отношения человека к природе на
произведений литературы.
основе представлений об
ответственности за окружающее,
согласно принципу «не навреди»
Развивать у детей творческие
способности.
Воспитывать бережное отношение к
родной природе.

«Разработка
экологических
знаков»

Продолжать знакомство детей с
природоохранительными знаками.
Создать с детьми экологические
знаки, при помощи которых взрослые
и дети научатся правильно себя вести
себя в окружающей природе.
Развивать у детей творческое
мышление.
Воспитывать любовь и бережное
отношение к природе.

Экскурсия –путешествие по
территории ДОУ,
игра «Угадай знак».

«Юные
спасатели»

Закрепить правила поведения людей в
природе на примере опасной,
критической для леса и его жителей
ситуации.
Способствовать развитию основ
экологического сознания детей.
Формировать навыки правильного
поведения в природе через игру.

Чтение познавательных
рассказов о лесе и его
обитателях, беседа о правилах
поведения людей в природе.

20

Воспитывать экологическую
культуру.
«Сказа ложь, да
в ней намек»

Познакомить детей с экологическими Чтение природоведческой
сказками.
литературы, рассматривание
Развивать у детей познавательную
иллюстраций.
активность, экологическое мышление.
Воспитывать любовь к природе.

Май. «В царстве лекарственных растений»
Тема недели

Программное содержание

Предварительная работа

«Лекарственные
растения –
средства
оздоровления
организма
человека»

Формирование представлений о
лекарственных растениях, о правилах их
сбора, хранения и применения.Развивать
познавательную активность, интерес к
исследовательской деятельности и
связную речь детей.
Воспитывать желание вести здоровый
образ жизни.

Изготовление атрибутов к
игре (набор пакетиков с
лекарственными травами).

«Удивительное
рядом»

Продолжать учить детей называть
лекарственные растения.
Формировать навыки поведения в
природе.
Развивать мышление, интонационную
выразительность, умение связно
высказывать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к
природе.

Заучивание стихов об
объектах природы,
изготовление атрибутов.

«Лесная
аптека на
страже
человека»

Формировать умение узнавать и
правильно называть лекарственные
травы.
Развивать связную образную речь,
пополнить словарный запас (отвар,
настой)
Воспитывать бережное отношение
к природе.

Беседа о
лекарственных травах.

Взаимодействие с социальными партнёрами:
- Взаимодействие с краеведческим музеем;
- Взаимодействие с ЦБ им. Горького.

Взаимодействие с родителями:
- Проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
- Совместные праздники;
- Участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;
- Оформление наглядной информации.
21

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию
Месяц
Сентябрь

Тема встречи
«Экологическая
культура ребёнка»

Октябрь

«Природа Республики
Северная – Осетия
Алания и человек»

Ноябрь

Экологический проект
«Красная книга
Республики Северная –
Осетия Алания»

Декабрь

Экологическая акция
«Не рубите ёлочки».

Январь

«Невидимый мир
природы».

Февраль

«Животный мир
природы»

Март

Экологическая акция
«Встречай с любовью
птичьи стаи!»

Апрель

«Мир природы в детских
играх»

Май

«Воспитание бережного
и осознанного
отношения к природе –
задача семьи и детского
сада»

Содержание
Анкета «Что мы знаем о экологическом
воспитании?»
Консультация: «Правильное отношение детей к
природе начинается в семье». Семинарпрактикум: «Что мы знаем об экологии?»
Родительское собрание: «Проблема
формирования экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа жизни
детей».
Буклеты: «Правила и безопасное поведение в
природе».
Участие родителей в проекте: Творческий
конкурс для детей и родителей, «Животные и
растения Красной книги РСО - Алания».
Участие в оформлении лэпбука «Наша Красная
книга».
Выставка макетов «Лесная полянка – четыре
времени года» - совместное творчество детей и
родителей.
Участие в оформление группового
тематического альбома «Хвойные деревья».
Конкурс среди семей воспитанников на лучшую
новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка».
Участие в празднике «Вокруг ёлки соберёмся»!
Проведение конкурса плакатов, буклетов
«Сохраним ёлку – красавицу нашу».
«Мир фантазии» - выставка работ из бросового
материала.
Консультация для родителей «Неизведанное
рядом».
Выставка фотографий «Моё любимое
животное».
Беседа: «Бродячие собаки». Консультация для
родителей: «Правила безопасного общения
ребёнка с домашними животными».
Участие в оформление группового
тематического альбома «Птицы нашего края».
Конкурс среди семей воспитанников на лучшую
поделку – «Птичий домик». Совместное с
родителями и детьми изготовление листовок –
«Берегите птиц!» и развешивание их на
территории детского сада.
Консультация для родителей: «Подвижные игры
на свежем воздухе». Изготовление
дидактической игры на экологическую тему.
Проведение высадки семян и рассады на участке
д/с.
Консультация для родителей: «Знай, люби и
береги».
22

Материально - техническое оснащение занятий:
- Мультимедийное оборудование (проектор, экран);
- Ноутбук;
- Обучающие видеофильмы;
- Учебно-наглядные пособия (схемы, макеты, плакаты, демонстрационные
картины, экологические знаки, дидактические игры по ознакомлению детей с
природой)
-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
-Фигурки с домашними и дикими животными;
-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
-Гербарий растений;
-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
-Кормушка для птиц;
-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для
рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.);
- Инвентарь по уходу за живыми объектами;
- Стол с ёмкостями для воды и песка;
- Магнитная доска с магнитами;
- Фланелеграф;
- Сюжетные игрушки;
- Кормушка с изображениями птиц на подставках;
- Дощечки для рисования мелом;
- Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.);
- Волшебная палочка;
- Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы,
микроскопы, магниты;
- Колбы, ёмкости;
- Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды,
спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы;
- Сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода;
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки,
палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных
материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы;
- Красители: пищевые, гуашь, акварель;
- Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло,
ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр,
трубочки для коктейля, веер.

23

Диагностический инструментарий по экологическому развитию.
Рекомендации по описанию инструментария
педагогического мониторинга
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех
проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы
используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного
параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической
диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы
уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно
отсутствовал в группе. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки
может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной
точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких
параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 наблюдение;
 проблемная (диагностическая) ситуация;
 беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными
психологическими особенностями детей.
Примеры описания инструментария:
1. Отношение и представления о Родине.
Задание №1. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как называется город, в котором ты живешь?»
2. Отношение к своему здоровью.
Задание №1. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека. Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание№1: «Скажи, пожалуйста, какое значение имеют солнце, воздух, вода для
человека?»
3. Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет
ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы;
предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь),
солнце, автомобиль, самолёт. Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку
предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются
вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
24

Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их
произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их
обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик;
картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза,
бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в
зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор. Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни
растений, животных, человека. Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён
года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного
поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
4. Отношение к природе.
Задание №1.
25

Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за
отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально
созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого
уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить
выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности.
Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в
помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены
необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности
(рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них
предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о
необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих
вопросов:
-Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
-Как ты это узнал?
-Хотел бы ты ему помочь?
-Почему ты хочешь ему помочь?
5. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными
растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за
растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
-выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
-рассказать о последовательности ухода за растением;
-непосредственно осуществить уход.
Высокий уровень
Ребёнок знает
основные признаки
живого, устанавливает
связи между состоянием
живых существ, средой
обитания и соответствием
условий потребностям.
Знания носят
обобщённый, системный
характер. Владеет
предметными понятиями в
соответствии с
программой,
устанавливает под
руководством педагога и
самостоятельно частные, и
общие связи. Пользуется
наблюдением для
познания природы.
Моделирует признаки
объектов и связи. Владеет
трудовыми умениями,
достигая хороших

Средний уровень
Ребёнок различает
большое количество
объектов природы,
вычленяет характерные и под руководством педагога
– существенные признаки.
Знает признаки живого.
Устанавливает частные и
некоторые общие связи.
Умеет сравнивать объекты
по признакам различия и
сходства. Использует
известные способы
наблюдения для познания
закономерностей природы.
Недостаточно овладел
общими понятиями и
общими связями. Трудовые
процессы выполняет
самостоятельно, достигает
хороших результатов.
Ребенок в основном знает
представителей животного
26

Низкий уровень
Ребенок различает и
называет большое количество
животных и растений,
вычленяет их особенности.
Знает некоторые их
потребности (во влаге, в
пище). Устанавливает частные
связи, сравнивает объекты по
отдельным характерным
признакам. В выделении
общих признаков испытывает
затруднения. Не соотносит
представителей животного
мира со средой обитания. Не
может классифицировать
растения по видам. Не может
назвать их характерные
признаки. Не знает условия
необходимые для жизни, роста
и развития комнатных
растений. Не знает, как
правильно ухаживать за ними.
Не сформированы

результатов. Достаточно
уверенно ориентируется в
правилах поведения в
природе, старается их
придерживаться. Ребенок
знает представителей
животного мира и
разделяет их по видам.
Аргументирует свой
выбор. Соотносит
представителей
животного мира со средой
обитания. Называет их
характерные признаки.
Проявляет интерес и
эмоционально выражает
свое отношение к ним.
Знает, как нужно
ухаживать за домашними
животными и обитателями
уголка природы.
Понимает взаимосвязь
между деятельностью
человека и жизнью
животных, птиц и
растений. Без труда
выражает свое отношение
к представителям
животного мира.
Классифицирует растения
по видам, знает их
характерные признаки.
Называет условия,
необходимые для жизни,
роста и развития
комнатных растений.
Знает, как правильно
нужно ухаживать за ними.
У него сформированы
практические умения и
навыки ухода за
растениями. Он проявляет
интерес и эмоционально
выражает свое отношение
к растениям. Знает
объекты неживой
природы и правильно
называет их
отличительные
характеристики.
Самостоятельно приводит
примеры того, кем и для
чего они могут быть
использованы. Правильно

мира и разделяет их по
видам. Не всегда может
аргументировать свой
выбор. Соотносит
представителей животного
мира со средой обитания.
Иногда не может назвать их
характерные признаки.
Проявляет интерес и
эмоционально выражает
свое отношение к ним.
Знает, как нужно ухаживать
за домашними животными
и обитателями уголка
природы. Иногда
затрудняется установить
взаимосвязь между
деятельностью человека и
жизнью животных, птиц и
растений. Эмоционально
выражает свое отношение к
представителям животного
мира. К проявлениям
негативного отношения к
природе другими детьми
чаще пассивен.
Классифицирует растения
по видам. Иногда не может
назвать их характерные
признаки. Называет лишь
некоторые условия,
необходимые для жизни,
роста и развития
комнатных растений. Знает,
как правильно ухаживать за
ними. В основном
практические умения и
навыки ухода за ними
сформированы. Проявляет
интерес и эмоционально
выражает свое отношение к
ним. Знает объекты
неживой природы и
правильно называет их
отличительные
характеристики.
Самостоятельно приводит
примеры того, кем и для
чего они могут быть
использованы. Почти
всегда правильно называет
времена года. Иногда
затрудняется перечислить
их в нужной
27

практические умения и
навыки ухода за ними.
Трудовые процессы
выполняет несамостоятельно,
качество труда низкое. Не
знает объектов неживой
природы. Не может правильно
назвать их отличительные
характеристики. Не знает, кем
и для чего могут быть
использованы объекты
неживой природы.
Неправильно называет
времена года. Не может
перечислить их в нужной
последовательности. Ребенок
затрудняется отвечать даже по
наводящим вопросам
воспитателя. Проявление
гуманного отношения
ситуативно. Познавательное
отношение неустойчиво,
связано с яркими,
привлекающими внимание
событиями.

называет времена года,
перечисляет их в нужной
последовательности, знает
характерные признаки
каждого времени года.
Бережно, заботливо,
гуманно относится к
природе, нетерпим к
другим детям и взрослым
в случае нарушения ими
правил общения с
природой. Готов оказать
помощь в случае
необходимости. Мотивом
бережного отношения к
природе служат
понимание ценности
жизни, стремление к
совершению добрых
поступков.
Познавательное
отношение устойчиво.
Эмоционально
воспринимает природу,
видит её красоту.

последовательности. После
наводящих вопросов
взрослого правильно
называет времена года.
После наводящих вопросов
взрослого правильно
называет характерные
признаки каждого времени
года.

Оценка индивидуального развития детей по программе «Юный эколог»
№

Фамилия, Знает
имя
название
ребенка
города,
домашний
адрес.
Называет
географичес
кие
особенност
и города
Нг

Кг

Знает о
значении
солнца,
воздуха,
воды для
человека

Называет
животных,
обитающих
в РСО Алания

Называет
растения,
растущие
в РСО Алания

Называет
времена
года,
последоват
ельность,
названия
месяцев

Знает правила
поведения в
лесу, на
водоёмах, с
домашними
животными,
насекомыми,
ядовитыми
растениями.

Итог

Н
г

Нг

Нг

Нг

Нг

Н
г

Кг

Кг

Кг

Кг

Кг

Кг

1
2
3
4

Список методической литературы.
 Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
Сценарии занятий. М., 2005.
 Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред.
Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.

28

 В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Познавательное развитие.
 Л.Г.Горькова,
А.В.Кочергина,
Л.А.Обухова
экологическому воспитанию дошкольников

Сценарии

занятий

по

 Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
 О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы
по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного
возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
 С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании
дошкольников.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
 Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок.- СПб: «Детствопресс», 2003.
 Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб:
«Детство-Пресс», 2002.
 Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с
окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».