программа развития на 2024-2027

СОДЕРЖАНИЕ
№

Оглавление

Стр.

1.

Паспорт Программы развития

3

2.

Информационная справка об организации

6

3.

Анализ потенциала развития ДОУ

8

3.1.

Анализ реализации Программы развития ДОУ до 2024 г.

8

3.2.

Анализ актуального уровня развития ДОУ в динамике за четыре года

8

3.3.

Результативность образовательной деятельности

10

3.4

Характеристика дополнительных образовательных услуг.

11

3.5

Содержание образовательной деятельности

14

3.6

Методическая и инновационная деятельность

15

3.7

Кадровое обеспечение

16

3.8
3.9
3.10
4.
4.1
4.2
5.
6.

Качество условий организации образовательного процесса или
социально-бытовые условия воспитанников и сотрудников
Результативность воспитательно - образовательного процесса

16
22

Организация специализированной (коррекционной) помощи детям

22

Результаты маркетингового анализа внешней среды

23

Потенциальные образовательные потребности субъектов внешнего
окружения
Анализ образовательной деятельности партнеров

23

SWOT – анализ потенциала развития образовательной
организации
Оптимальный сценарий развития

24

24

25

7.

Концепция развития ДОУ

26

8.

Цели развития ДОУ

27

9.

Механизмы реализации программы развития

27

10.

Результаты и индикаторы развития

29

11.

Управление и отчетность по программе развития

30

2

1.

Паспорт программы развития

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский
сад компенсирующего вида №7 города Моздока Республики Северная Осетия – Алания
Наименование

Характеристика

Полное наименование
ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение - детский сад
компенсирующего вида №7 города Моздока Республики Северная
Осетия – Алания (далее – МБДОУ №7 г. Моздока)

Наименование документа

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида
№7 города Моздока Республики Северная Осетия – Алания на 2024 2027 годы

Статус Программы

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида №7
города Моздока Республики Северная Осетия – Алания на период
2024 – 2027 г.г. (далее – Программа) МБДОУ № 7 , отражающий
стратегический план, направленный на осуществление нововведений в
образовательном учреждении, на реализацию актуальных,
перспективных, прогнозируемых образовательных потребностей и
социального заказа.

Документы,
послужившие основанием
для разработки
программы развития

Документы федерального уровня
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Государственная программа РФ «Развитие образования на 2018 –
2025 гг» (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N
1642);
 Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015
№ 996-р.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
№ 678-р.;
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
от 04.02.2010 г., Пр. № 271;
 Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с
изменениями);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г.
№ 276 «Об утверждении проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность» (с изменениями);
 Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28,
зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации
18 декабря 2020 года, регистрационный № 61573;
3

 Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения», утвержденные
постановлением Главного 1государственного санитарного врача РФ
от 27.10.2020 г. №32;
 Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении
требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату предоставления информации» и др.
Документы регионального уровня
 Закон Республики Северная Осетия - Алания от 02.06.2022 № 34-РЗ
"О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания
"Об образовании в Республике Северная Осетия – Алания"
 Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания
"Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2020 2026 годы (Постановление РСО –Алания от 25.06.2019 г. N 224 с
изменениями на 20.06.2023 года)
Документы уровня учреждения
 Устав ДОУ (утвержден Постановлением Главы Администрации
местного самоуправления Моздокского района от 04.12.2015г. № 43 – Р,
 Лицензия на осуществление образовательной деятельности
регистрационный номер 2330, серия 15Л01 № 0001262от 25.04.2016г.
выданная Министерством образования и науки Северная Осетия Алания. Срок действия: бессрочно;
 Лицензия на осуществление дополнительного образования
№15Л0065/2330 от 16.11.2021г. выданная Министерством образования
и науки Северная Осетия - Алания. Срок действия: бессрочно.
Цели Программы

 Повышение качества образовательных и коррекционных услуг в
организации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
 Модернизация материально-технической базы организации,
цифровизация образовательной деятельности.
 Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного
образования с учетом потребностей и возможностей детей.
 Повышение безопасности, в том числе усиление
антитеррористической защищенности объектов организации.

Основные направления и
задачи Программы

Направления деятельности по выполнению государственного
задания:
1. обеспечение доступности образования;
2. обеспечение качества образования;
3. обеспечение эффективной работы образовательной организации.
Задачи:
 Создать условия для качественного и доступного образования
 Создать условия для эффективного функционирования и управления
ДОУ
 Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ
для качественной реализации Адаптированной образовательной
программы дошкольного образования.
 Создать условия для обеспечения безопасности дошкольного
образования и позитивной социализации каждого воспитанника с
нарушенным зрением, умения использовать остаточное зрение,
4

приобщение к осторожному обращению с опасными предметами, к
безопасному поведению на улице.
 Повысить компетентность педагогов в области воспитания и
образования детей с нарушенным зрением.
 Создать условия для расширения социального партнерства в ДОУ.
 Приобщить всех участников образовательных отношений к
ценностям здорового образа жизни, к осмысленному желанию беречь
свое здоровье, заниматься физической культурой и спортом, к
осторожному обращению с опасными предметами, к безопасному
поведению на улице; поддержка спортивных достижений
воспитанников ДОУ.
 Создать систему взаимодействия с родителями (законными
представителями) через использование нетрадиционных форм
взаимодействия.
 Создать условия для приобщения детей к социокультурным нормам
и традициям семьи, общества и государства, первичным
представлениям о культурных традициях своего народа.
Сроки и этапы
реализации

Программа будет реализована в период 2024-2027 годы в три этапа.
1-й этап – подготовительный (2024)
 инициирование Концепции, разработка и принятие документов,
регламентирующих разработку и обсуждение Концепции, согласование
мероприятий, отработка модели мониторинга.
2-й этап – практический (2024-2026)
 постепенная реализация разработанных проектов в соответствии с
Программой развития;
 коррекция мероприятий.
3-й этап – итоговый (2027)
 анализ результатов, оценка эффективности, определение
перспектив дальнейшего развития МБДОУ №7 г. Моздока

Концептуальные
положения

Концептуальной идеей коллектива детского сада является
установка, что каждый ребенок с НЗ – успешный дошкольник.
Успешность дошкольника предполагает личностную готовность его
к школе (сформированности у дошкольника мотивации на успешность
в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ДОУ).
Развитие и дальнейшая стабильная деятельность ДОУ строится на
следующих основных положениях:
– приоритет ребенка;
– доступность дошкольного образования;
– качество дошкольного образования;
– привлекательность дошкольного образования;
– преемственность дошкольного и начального школьного
образования;
– социализация выпускников детского сада в обществе.

Элементы риска
развития Программы
МБДОУ

При реализации программы развития могут возникнуть следующие
риски:
 невозможность качественной организации и распространения
результатов реализации Программы развития ДОУ из-за
недостаточности финансирования;
 недостаточный образовательный уровень родителей (законных
представителей) воспитанников;
 недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и
5

укрепления здоровья детей с НЗ затрудняет получение детьми с НЗ (с
хроническими заболеваниями) качественного дошкольного
образования;
 быстрый переход на новую программу развития ДОУ может
создать психологическое напряжение у части педагогического
коллектива.
Обеспечение качества образовательной деятельности МБДОУ №7 г.
Ожидаемые конечные
результаты, важнейшие Моздока.
Обеспечение высокого уровня удовлетворенности субъектов
целевые показатели
качеством
образовательной деятельности МБДОУ №7 г. Моздока в
Программы
соответствии с показателями независимой оценки качества образования.
Реализация новых программ дополнительного образования для детей
с НЗ и их родителей.
Внедрение и эффективное использование цифровых технологий в
работе ДОУ, в том числе документообороте, обучении и воспитании.
Создание современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствии с
требованиями законодательства и коррекционных требований.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе
в области овладения инновационными образовательными и
метапредметными образовательными технологиями за счет
прохождения повышения квалификации и переподготовки работников,
участия в региональных и федеральных профессиональных
мероприятиях.
Источник
финансирования
программы

Осуществляется за счет бюджетных средств.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет
Система организации
коллегиальный
орган управления МБДОУ №7 г. Моздока с
контроля и
привлечением родительской общественности.
информационной
открытости реализации
Программы
Дружинина Татьяна Михайловна – заведующая МБДОУ №7 г.
ФИО руководителя,
Моздока
телефон, электронный
адрес и сайт МБДОУ №7 Телефон: 8 (86736) 3 - 27 -73
Е-mail: tanya.druzhinina.67@mail.ru
Объем и источники
финансирования

Ежегодная субвенция из регионального бюджета на выполнение
утвержденного муниципального задания.

Официальный сайт ДОУ
Социальные сети:

Сайт ДОУ: https://7.mozdoksad.ru/
В Контакте: https://vk.com/public216663937
Одноклассники: https://ok.ru/dk?st.cmd=userPage

2. Информационная справка об организации
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад компенсирующего вида №7 города Моздока Республики Северная
Осетия – Алания разработана в соответствии с целями реализации государственной
образовательной политики Российской Федерации в области образования и является
управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на
среднесрочную перспективу.
6

Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к
компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с
учредителем программы развития образовательной организации.
Программа является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной
организации закреплено законодательно.
Программа как управленческий документ развития образовательной организации
определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты
развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания.
Программа как проект перспективного развития Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида №7 города
Моздока Республики Северная Осетия – Алания призвана:
- обеспечить качественную реализацию государственного задания и всестороннее
удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
- консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и
социального окружения МБДОУ №7 г. Моздока для достижения цели Программы.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод,
сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и
творческие инициативы со стороны сотрудников. Выполнение государственного задания
происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и
мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в
соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения.
Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы
оформляются как педагогические проекты. Результатом работы МБДОУ №7 г. Моздока по
направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации,
результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности
общества качеством дошкольного образования.

Основные сведения о ДОУ
Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад компенсирующего вида №7 города Моздока Республики Северная Осетия –
Алания
Сокращенное название: МБДОУ №7, г. Моздока, РСО - Алания
Дата создания: 16.01.1991 г.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: регистрационный
номер 2330, серия 15Л01 № 0001262от 25.04.2016г. выданная Министерством образования и
науки Северная Осетия – Алания, срок действия - бессрочная
Устав МБДОУ: утвержден Постановлением Главы Администрации местного
самоуправления Моздокского района от 04.12.2015г. № 43 – Р
Учредитель: Администрация местного самоуправления Моздокского района
Юридический адрес: 363753, Республика Северная Осетия – Алания, город Моздок, пл.
50 лет Октября, дом. 8
Фактический адрес: 363753, Республика Северная Осетия – Алания, город Моздок,
пл. 50 лет Октября, дом 8
Контактный телефон: 8 (86736) 3 - 27 -73
Электронный адрес: tanya.druzhinina.67@mail.ru
Адрес сайта: https://7.mozdoksad.ru/
Режим работы: детский сад работает в режиме 10,5– часового пребывания
воспитанников, 5 дней в неделю, с 7.30 до 18.00 часов
Приём детей ведется Управлением образования Моздокского района
Заведующая ДОУ Т. М. Дружинина, работает – 15 лет.
7

На педагогической работе - 36 лет
В детском саду есть музыкально-спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет охраны
зрения, кабинеты учителей-дефектологов, методический кабинет
Здание рассчитано на 4 группы - 42 ребенка
Фактический списочный состав - 40 детей
Количество возрастных групп - 4
Количество сотрудников по штатному расписанию- 24 человека

3. Анализ потенциала развития ДОУ
3.1.Анализ реализации Программы развития
МБДОУ №7 г. Моздока РСО- Алания до 2024 года
Результаты реализации предыдущей Программы развития - проблемы, цель и задачи
Программы и степень их выполнения.
Программа развития учреждения на 2019-2023 годы выполнена в полном объеме. За
2019 - 2023 гг. в дошкольном учреждении произошли позитивные изменения:
• функционирует официальный сайт ДОУ;
• 100% педагогов ДОУ обучены по вопросу внедрения ФГОС ДО и профессиональному
стандарту;
• разработанная педагогическим коллективом АОП ДО отвечает всем требованиям ФГОС
ДО;
• создана система образовательной работы с учетом учебной нагрузки в соответствии с
требованиями СанПиН;
• создана система контроля организации образовательного процесса, физической
подготовки детей, профилактических мероприятий, санитарно-гигиенических условий
пребывания детей в детском саду;
• обновлена развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию
познавательной сферы и сберегающая психофизическое здоровье ребенка;
• укрепилась материально-техническая база ДОУ.
Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что реально
сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития и
повышения эффективности деятельности учреждения.

3.2. Анализ актуального уровня развития
МБДОУ №7 г. Моздока РСО - Алания в динамике за четыре года
Сведения о педагогических кадрах
Дошкольное учреждение работает по программам:
- «Программа специальных (коррекционных) учреждений IV вида (для детей с
нарушением зрения)», под редакцией Л.И. Плаксиной, 2003 г.
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, 2019 г.
Количество
педагогов
12

Образование
Высшее - 4
Среднее специальное 8

8

Аттестация
Высшая – 1
Первая - 7
Соответствие - 4

Сведения о воспитанниках.
В 2022/2023 учебном году в организации функционировало 4 группы воспитанников, из
них:
 1 группа среднего возраста (4-5 лет);
 1 группа старшего возраста (5-6 лет);
 2 группы для детей дошкольного возраста (6-7 лет);
Инвалидов – 4 ребёнка
Характеристика семей по составу
Состав семьи

Количество семей

Полная
Неполная с матерью

Процент от общего количества
семей воспитанников

33

82,5%

7

17,5%

Характеристика семей по количеству детей
Количество детей в
семье

Количество семей

Процент от общего количества
семей воспитанников

Один ребенок

9

22,5%

Два ребенка

10

25%

Три ребенка и более

21

52,5%

Структура и количество групп
В ДОУ функционирует 4 группы, рассчитанных на посещение детей в количестве 42.
Группы компенсирующей направленности формируются из детей с НЗ. С данной категорией
детей осуществляется комплексная коррекционно-развивающая работа.
По факту в 2022/2023учебном году дошкольное учреждение посещало 40 воспитанников.
Возрастна
я категория

От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
всего
Год

2019/2020уч.г.
2020/2021уч.г.
2021/2022уч.г.
2022/2023уч.г.

Направленность
групп

Компенсирующая

НЗ (группы
компенсирующей
направленности)

4
4
4
4

Количест
во групп

Количеств
о детей

1
1
2
4

12
10
18
40

Амблиопия, косоглазие,
гиперметропия, астигматизм
и др

42
44
38
40

Кроме этого, в дошкольном учреждении осуществляется выбор форм, методов и средств
обучения для наиболее полной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка
как представителя своего пола (гендерный подход).
Год
2019/2020уч.г.
2020/2021уч.г.
2021/2022уч.г
2022/2023уч.г.

Мальчики

Девочки

16
21
19
21

26
23
19
19
9

3.3.Результативность образовательной деятельности
Качество образовательной деятельности
Среди разнообразных механизмов оценки качества образования одно из центральных мест
занимает педагогический мониторинг, под которым понимается организованное наблюдение
образовательных, управленческих, социально-педагогических процессов с помощью
специально разработанных для этого показателей - индикаторов, отражающих причинно
следственную зависимость между субъектами, фактами и явлениями образовательной или
иной деятельности.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с другими
организациями (научными, учебно-методическими, медицинскими, органами местного
управления и т.д.).
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление
прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного
образования. Развитие социальных связей МБДОУ №7 г. Моздока с образовательными,
культурными, общественными, медицинскими организациями дает дополнительный импульс
для духовного развития и обогащения личности ребенка с НЗ, совершенствует
конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального
партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства
специалистов и воспитателей детского сада, поднимает статус учреждения, указывает на
особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые
входят в ближайшее окружение ребенка.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок с НЗ, его интересы, заботы
о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным,
профессиональным и безопасным.

Социальная активность и партнёрство детского сада
Коллектив ДОУ строит связи с социумом на основе следующих принципов:
− учета запросов общественности;
− принятия политики детского сада социумом;
− формирование содержания обязанностей ДОУ и социума;
− сохранение имиджа ДОУ в обществе;
− установление коммуникаций между ДОУ и социумом.

Социальное окружение:
 МБОУ СОШ №2 им. А. С. Пушкина;
 МБУДО «Моздокская ДМШ им. М.И. Глинки»;
 МБУК «Детская библиотека им. А. П. Гайдара»;
 МАУ «Центр развития спорта Моздокского района»;
 «Моздокский музей краеведения»;
 «Районный дворец культуры»;
 ЦДЮТ;
 ГБУЗ МЦРБ Минздрав РСО-Алания «Детское поликлиническое отделение»;
 ОМВД по Моздокскому району
Сотрудничество со спортивным комплексом позволяет обеспечить возможность
получения дополнительного образования, реализовать индивидуально-дифференцированный
подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в двигательной активности (через
посещение воспитанниками различных спортивных секций).
Специалисты ГБУЗ МЦРБ Минздрав РСО-Алания «Детское поликлиническое отделение»
обеспечивают профессиональное медицинское обслуживание детей и сотрудников детского
сада, проводят мониторинг уровня здоровья детей, лечебно-профилактические мероприятия с
детьми, консультации для родителей.
10

Взаимодействие с МБОУ СОШ №2 им. А. С. Пушкина обеспечивает преемственность
дошкольного и начального школьного образования.
Совместно с МБУК «Детская библиотека им. А. П. Гайдара» детский сад проводит
литературные и культурно-познавательные мероприятия.
Моздокский музей краеведения – хранитель подлинных памятников, материальной и
духовной культуры нашего города. Сотрудники музея совместно с педагогами ДОУ
помогают воспитанникам с нарушенным зрением знакомиться с жизнью наших
предков, воспитывают чувство гордости за свой край, стремление хранить и приумножать
его историю.
Детская музыкальная школа является проводником в мир прекрасного и выполняет задачи
профессионального обучения ребенка музыке. В ДМШ происходит комплексное развитие
юных музыкантов. Благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения,
каждый одаренный ребенок с нарушенным зрением может найти себя, реализовать свои
способности, полноценно раскрыться.
В рамках оперативно-профилактических мероприятий «Внимание, пешеход!», а также в
целях создания условий для снижения детского травматизма на дорогах, сотрудники Отдела
ГИБДД ОМВД России по Моздокскому району знакомят воспитанников детского сада с
правилами дорожного движения, проводят профилактические беседы с детьми с
нарушенным зрением и их родителями.
Организация взаимодействия между детским учреждением и социальными
партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей с
нарушенным зрением и повышение профессиональной компетентности педагогов.

3.4. Характеристика дополнительных образовательных услуг.
В ДОУ на момент написания программы развития организовано бесплатное
дополнительное образование по реализации:
- адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «Волшебный мир красок» для детей с нарушением
зрения (амблиопией, косоглазием) 6- 7 лет
- адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности «Юный эколог» для детей с нарушением зрения
(слабовидящих, ФРЗ) 5 – 6 лет.
Программа
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
«Волшебный мир
красок» для детей с
нарушением зрения
(амблиопией,
косоглазием) 6- 7 лет

Описание содержания
Цель: формирование у детей с амблиопией, косоглазием
навыков эстетического отношения к окружающему миру
посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы, отличающиеся оригинальностью,
вариативностью, гибкостью, подвижностью
Задачи:
Коррекционные:
• Развивать зрительное восприятие цвета, формы,
величины; глазомер, мелкую моторику пальцев рук,
умение ориентироваться на листе бумаги;
• Формировать более точные и координированные
зрительно-моторные координации.
• Развивать мелкую моторику руки, кинестетические
ощущения в процессе предметно-практических действий.
• Развивать графические умения, ориентироваться в
плоскости.
Образовательные:
• Познакомить детей с приемами рисования
различными материалами показать возможность
11

цветового решения одного образа с помощью нескольких
цветов или оттенков.
• Формировать навыки и умения художественной
обработки бумаги, представления детей о средствах
выразительности разнообразных техник.
Развивающие:
• Развивать координационные движения рук в
соответствии с характером создаваемого образа.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя
яркие познавательные чувства: удивление, сомнение,
радость узнавания нового.
• Развивать воображение, формировать эстетическое
отношение миру.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать желание добиваться успеха
собственным трудом.
• Воспитывать эстетическое отношение к
окружающему миру.
Отличительной особенностью данной
дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ является то,
что она носит вариативный характер используемых с
детьми методов и приемов, что обеспечивает психологопедагогическую поддержку художественно- творческого и
эмоционального развития детей с нарушениями зрения в
изобразительной деятельности.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной
направленности «Юный
эколог» для детей с
нарушением зрения
(слабовидящих, ФРЗ)
5 -6 лет

Цель: формирование у дошкольников с ФРЗ целостных
представлений о системе взаимосвязей живой и неживой
природы с включением регионального компонента (РСО –
Алания)
Общие задачи программы:
- Формировать активную позицию, желание изменить,
что- либо вокруг себя в лучшую сторону
- Воспитывать защитников природы, дать экологические
знания.
- Научить детей быть милосердными, любить и беречь
природу, бережно
распоряжаться ее богатствами.
- Развивать экологическую культуру.
Образовательные:
- Дать обобщенные представления детей о природе
родного края и многообразии природного мира. О жизни
животных и растений в сообществах – экосистемы. О
целостности и уникальности каждого сообщества о
разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях
неживой природы, растений, животных. О сезонных
изменениях в неживой природе, растительном и животном
мире, их взаимосвязях.
- Формировать систему элементарных научных
экологических знаний, доступных пониманию ребёнка,
прежде всего как средства становления осознанно
правильного отношения к природе.
-Учить овладевать умениями ориентироваться в мире
12

физических явлений на основе уточнения представлений.
- Организовать сбор природного материала для
дальнейшей творческой работы с ним.
- Научить детей простейшим правилам поведения в
природе.
- Формировать потребность и желание жить в гармонии с
природой.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память) и
мыслительные операции (сравнение, обобщение).
- Развивать познавательные и творческие способности
детей, желание активно изучать природный мир: искать
ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения
коммуникативное общение.
- Развивать способность оценивать состояние природной
среды, правильные решения по ее улучшению.
Воспитательные:
-Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь
окружающих животных и растений.
-Сформировать понимание необходимости охранять
природу, проявлять инициативу действий по её охране и
предупреждению насилия над природой.
-Научить через общение с природой видеть и любить ее
красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.
-Формировать в детях доброту, милосердие, сострадание,
любовь к природе.
Задачи оздоровительной направленности.
- Учить взаимодействовать с природой.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при
ознакомлении с природой.
- Закреплять умения самостоятельно и ответственно
выполнять обязанности дежурного в зоне природы,
заботиться о чистоте окружающего мира, родного города.
- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей
к посильному участию.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать представление об экологических
проблемах города.
- Закрепить умение правильно вести себя в природе.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
- Побуждать применять на практике знания по охране
природы.
Задачи по формированию эстетических суждений о
природе в процессе участия в продуктивных видах
деятельности.
- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение
отражать это в продуктивных видах деятельность.
- Учить отражать в продуктивных видах деятельности
свое отношение к миру природы.
Отличительной особенностью данной дополнительной
образовательной программы от уже существующих
образовательных программ является планирование занятий,
направленных на реализацию регионального компонента.
13

3.5. Содержание образовательной деятельности
Адаптированная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида №7 города Моздока
Республики Северная Осетия – Алания является нормативно-управленческим документом
дошкольного учреждения, характеризующим специфику содержания образования,
особенности организации образовательного процесса, характер оказываемых
образовательных услуг.
Адаптированная образовательная программа МБДОУ - детский сад компенсирующего
вида №7 г. Моздока РСО – Алания разработана в соответствии с в соответствии: с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО). С Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО) –
адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с
нарушением зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием), и с учетом
образовательных потребностей участников образовательных отношений.
Принцип составления режима дня, расписания организации организованной
образовательной деятельности и соблюдение предельно допустимой учебной нагрузки
воспитанников.
Образовательный процесс строится на основе режима дня, который устанавливает
распорядок бодрствования и сна, приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур,
организацию организованной образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной
деятельности воспитанников в соответствии с санитарно– эпидемиологическими
требованиями.
Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение
недели определены в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями.
Процесс воспитания, обучения и развития детей строится в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования») и Адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для детей с нарушением зрения (слабовидящих, амблиопией, косоглазием, ФРЗ)
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №7 г. Моздока РСО - Алания.
АОП ДО определяет и обеспечивает:
- содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного
образования;
- продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении;
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств детей с НЗ в различных видах деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, восстановление зрительных функций.
Инвариативная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной
программы дошкольного образования.
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента и основана на
интеграции парциальных и авторских модифицированных программ:
 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для
детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л.И.
 инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой.
14

 парциальной программы «Юный эколог» под редакцией Николаевой С.Н.
 парциальной программы «Цветные ладошки» под редакцией Лыкова И.А.
парциальной программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
«Ладушки» под редакцией И. Каплунова, И. Новоскольцевой
Освоение воспитанниками адаптированной образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ № 7.
Для отслеживания качества образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении
проводится мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ №7. Мониторинг проводится 2 раза в год и позволяет определить качество
продвижения воспитанников с НЗ в освоении образовательной программы дошкольного
образования по основным направлениям детской деятельности. На основе карт
педагогической диагностики педагоги дифференцированно подошли к обучению каждого
ребенка. Исходя из индивидуальных особенностей детей и оценки индивидуального
развития каждого ребенка (оценка: игровой деятельности, коммуникативной деятельности,
познавательно исследовательской деятельности, восприятия художественной литературы и
фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования,
изобразительной деятельности, музыкальной и двигательной формы активности) были
своевременно скорректированы индивидуальные образовательные маршруты для детей
инвалидов.

3.6. Методическая и инновационная деятельность
Полнота реализации планов и программ методической
и исследовательской деятельности.
Методическая работа – часть системы непрерывного образования, основанная на
достижениях науки и передового педагогического опыта, методов воспитания и образования
детей с НЗ, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного
образования. Повышение уровня готовности педагогов к организации и ведению
образовательного процесса в современных социальных и экономических условиях,
содействующая развитию у них рефлексивного педагогического мышления, включению
педагогов в режим инновационной деятельности.
Целью методической работы в МБДОУ является:
повышение качества образовательных отношений в соответствии с современными
тенденциями и развитие творческой индивидуальности, профессионального мастерства
педагогов.
Функциональная деятельность методической службы выстроена по четырем основным
направлениям:
- аналитическая деятельность;
- информационная деятельность;
- организационно-методическая деятельность;
- - консультационная деятельность.
Все формы методической работы направлены на выполнение задач, сформулированных в
уставе, АОП ДО и годовом плане.
Обязательными в системе методической работы с кадрами в ДОУ являются:
- педагогические советы;
- семинары;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- педагогические тренинги;
15

- практические занятия, направленные на решение наиболее актуальных проблем
воспитания и обучения детей дошкольного возраста,
- конкурсы;
- ярмарки педагогических идей;
- показ открытых мероприятий и др.
Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является
самообразование. Это и конспекты организованной образовательной деятельности, занятий,
планы разнообразных видов деятельности, дидактические игры, методические
рекомендации, памятки для всех участников образовательных отношений, методические
разработки по разным образовательным областям. Немаловажную роль в самообразовании
педагогов играют районные методические объединения.

3.7. Кадровое обеспечение
Характеристика педагогического коллектива.
Дошкольное учреждение кадрами укомплектовано полностью. В МБДОУ сложился
стабильный, перспективный, творческий педагогический коллектив, имеющий потенциал к
профессиональному развитию. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный
уровень путем обучения на курсах переподготовки, повышения квалификации; путем
участия в работе районных методических объединениях, знакомства с опытом работы своих
коллег в других МБДОУ района на семинарах, семинарах-практикумах, открытых показах
педагогического процесса, круглых столах, мастер-классах, конференциях; путем изучения
новинок периодической, научной и методической литературы. Все это в комплексе дает
хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества
образования и воспитания дошкольников. Квалификация педагогических работников
соответствует тарифно-квалификационным требованиям по должностям работников
учреждений образования российской Федерации и должностным инструкциям.
Кадровое обеспечение службы педагогического сопровождения представлено
следующими специалистами:
• воспитатели - 7 человек;
• учителя - дефектологи (тифлопедагоги) - 4 человека;
• инструктор по физической культуре – 1 человек;
• музыкальный руководитель – 1 человек;
• заместитель заведующей по ВР – 1 человек.
•
Уровень образования,
кол-во педагогов

Высшее – 4 чел. (33,3%)
Среднее профессиональное
- 7 чел. (58,4%)
Обучаются –1 чел. (8,3%)

Наличие квалификационных
категорий,
кол-во педагогов

Стаж работы,
количество педагогов

Высшая – 1 чел. (8,3%)
До 5 лет – 1 чел. (8,3%)
Первая –7 чел. (58,4%)
От 5 до 10 лет –2чел.(16,7%)
Без категории – 4 чел. (33,3%) Свыше 15 лет – 9 чел. (75%)

3.8. Качество условий организации образовательного процесса
или социально-бытовые условия воспитанников и сотрудников
Важным показателем результатов работы ДОУ является здоровье детей.
Для сохранения физического и психического здоровья большое внимание уделяется
режиму работы, расписанию организованной образовательной деятельности, соблюдению
санитарно-гигиенических норм. Здоровье детей, посещающих МБДОУ№ 7 г. Моздока
является предметом пристального внимания педагогического коллектива. Наряду с общими
задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание в нашем дошкольном
16

учреждении направлено на преодоление недостатков физического развития детей с
нарушениями зрения, и включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих
процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с
лечебно – воспитательной работой:
• Достижение соответствующего возрастному уровню развития основных движений,
физических качеств (быстроты, точности. выносливости, равновесия, ориентировки в
пространстве, координации движений и др.).
• Коррекция здоровья и физического развития путём применения специальных средств и
методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих
опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих
и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.
• Преодоление недостатков (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни
пространства и др.), возникающих на фоне зрительных нарушений при овладении
движениями.
• Активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в
тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Педагогический коллектив активно формирует у детей и родителей привычку к
здоровому образу жизни, реализуя образовательные проекты, а также уделяет большое
внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
• В ДОУ регулярно проводятся физкультурные занятия с использованием спортивного
инвентаря и оборудования. Одно занятие в неделю обязательно проводится на свежем
воздухе;
• В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается
постепенность воздействия того или иного природного фактора /воздушные, водные
процедуры, босохождение, ходьба по мокрым и ребристым дорожкам, полоскание зева и
др./
• В ДОУ стало доброй традицией проведение спортивных праздников и досугов для детей
и их родителей.
Учебная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы. Проводится комплексная
диагностика уровня физического развития и состояния здоровья дошкольников.
В ДОУ бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции воспитания детей с
нарушением зрения, созданы условия для обеспечения физического и психического здоровья
детей, их эмоционального благополучия. Постоянно идет поиск новых технологий работы с
детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
В силу особой актуальности проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ
реализуется программа оздоровления детей.
В программе отражены эффективные подходы к комплексному решению вопросов
оздоровления дошкольников. Определены основные направления оздоровления, цели и
задачи, система оздоровительной работы, включающая в себя как традиционные, так и
инновационные формы, и методы. Представлены рациональные подходы к организации и
проведению комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, как
по укреплению здоровья, так и по восстановлению зрения.
В рамках реализации программы осуществлены инновационные преобразования:
 Используются оригинальные двигательно-оздоровительные режимы, здоровье
развивающие традиции, образовательно-оздоровительные проекты;
 Увеличен моторный компонент в интеллектуальных видах деятельности;
 Обучающая деятельность носит интегрированный характер (интеграция содержания,
видов деятельности, интеграция научных идей в практику);
 Воспитательно-образовательный и оздоровительный процессы конструируются на
основе личностно-ориентированной модели общения, субъект- субъектного взаимодействия;
 Творчески преобразуется предметно-пространственная среда.
Используются разнообразные формы физической активности:
17









Эмоционально-стимулирующая утренняя гимнастика.
Зрительные гимнастики.
Физкультминутки.
Физкультурные занятия 2 раза в неделю в помещении, 1 раз на воздухе.
Подвижные игры на прогулках, соревнования, эстафеты.
Зимние спортивные развлечения и праздники.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Оздоровительные мероприятия:
 Щадяще-охранительный режим дня с пролонгированным дневным сном и
дозированной прогулкой.
 Полноценное сбалансированное диетическое питание с ежедневным включением в
меню соков, салатов, фруктов.
 Ежедневное воздушное закаливание, ходьба по дорожке «здоровья».
 Утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультурные занятия, двигательная
активность детей в течение дня.
 Специфическая иммунопрофилактика ряда инфекционных заболеваний (вакцинация),
согласно календарю прививок № 125Н.
Летне-оздоровительные мероприятия:
 Утренняя гимнастика на свежем воздухе.
 Воздушные ванны.
 Игры с водой.
 Солнечные ванны.
 Гигиеническое мытье ног.
 Повышенная двигательная активность в течение дня.
 Сон с открытыми окнами.
Включение в работу с детьми здоровьесберегающих технологий позволяет снизить
заболеваемость, выработать у детей привычку заботиться о своем здоровье, помогает
совершенствовать физическое и психическое здоровье. Применение проектного метода
позволяет педагогам включить в совместную деятельность по физическому развитию и
здоровье сбережению родителей воспитанников, сформировать у них активную позицию,
привлечь к взаимодействию с ребенком.
Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса
способствует соблюдение требований СанПиН 2.4.3648-20, организация профилактической и
физкультурно-оздоровительной работы, качественная организация питания, соблюдение
санитарно-гигиенических и офтальмологических условий (профилактические, санитарно гигиенические и противоэпидемические мероприятия).
Медицинское сопровождение детей в ДОУ (плеопто- ортоптическое лечение,
медикаментозное лечение) обеспечивает коррекцию зрительных нарушений в процессе
аппаратного лечения, способствует преодолению недостатков физического развития,
общему укреплению организма через комплексное воздействие лечебных факторов.
Однако, темпы снижения заболеваемости и физическое развитие детей с ограниченными
возможностями здоровья остаются низкими в силу ряда причин:
- в ДОУ всё больше поступает детей с комплексными (множественными) нарушениями в
развитии, что обуславливает определенные трудности при организации работы;
- недостаток помещений (музыкальный и физкультурный зал находятся в одном
помещении) не позволяет проводить с детьми пропедевтические упражнения с
использованием специального оборудования;
- ограниченность специального физкультурного оборудования и инвентаря для занятий с
детьми не позволяет оказывать качественную коррекционную помощь детям с нарушениями
развития. Нет специальных тренажеров для развития различных групп мышц, недостаточно
физкультурного оборудования и инвентаря для профилактики и лечения нарушений осанки
и двигательных нарушений у детей.
18

Низкий уровень здоровья детей обусловлен как объективными, так и субъективными
факторами:
• дети приходят в детский сад состоящими на «Д» учете по различным группам
заболеваний;
• неблагоприятная экологическая обстановка;
• низкий прожиточный уровень некоторых семей воспитанников;
• отсутствие эффективного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах укрепления
здоровья детей /родители редко прислушиваются к рекомендациям педагогов и
медицинского персонала, полная занятость на работе оставляет родителям мало времени для
занятий с детьми.
Низкий уровень социализации ребенка является результатом следующих факторов:
• гиперопёка родителями детей, имеющих нарушения в развитии и детей-инвалидов;
• родители не создают условия для формирования самостоятельности детей дома;
• недостаточный уровень компетенции родителей в вопросах воспитания, образования,
оказания коррекционной помощи детям;
• недостаточная осведомленность родителей в социальных и правовых вопросах;
• основной акцент сделан на обучение, а не на воспитание детей;
• низкий уровень толерантности у родителей детей, не имеющих комплексных нарушений
в развитии, что затрудняет «включение» ребенка-инвалида в общество сверстников;
Мы понимаем, что образовательное пространство ДОУ должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, сохранения и укрепления здоровья
воспитанников, обеспечивать коррекцию недостатков в физическом развитии и
совершенствовании движений, создать все необходимые условия для социальной адаптации
детей с нарушением зрения и интеграции их в общество сверстников. Данное направление
развития можно считать приоритетным при реализации Программы развития.
В ДОУ реализуется программа под редакцией Л. Плаксиной с целью сохранения и
укрепления зрения и здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе
жизни. Проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников,
анализируется состояние здоровья детей, проводится медосмотр воспитанников врачом
детской поликлиники.
Посещали детский сад:
2019/2020 уч. г. – 42 воспитанника;
2020/2021 уч. г. – 44 воспитанника;
2021/2022 уч. г. – 38 воспитанников;
2022/2023 уч. г.– 40 воспитанников;

Группа здоровья
Первая
Вторая
Третья
Четвертая
Пятая
Всего детей

Уровень
физического
развития
Высокий
Средний
Низкий

Группы здоровья:
2019/2020 уч. г. 2020/2021уч.г. 2021/2022уч. г.
4
3
2
21
23
26
17
18
9
1
42
44
38
Уровень физического развития детей:
2019/2020уч.г.
2020/2021уч.г.
2021/2022уч.г.

89%
6%
5%

51,7%
40,5%
7,8%
19

63,3%
32,5%
4,2%

2022/2023уч. г.
6
20
12
2
40

2022/2023уч.г.

55,9%
41,6%
2,5%

Год

Заболеваемость:
Пропущено по болезни

2019/2020 уч. г.
2020/2021 уч. г.
2021/2022 уч. г.
2022/2023 уч. г.

429
469
258
111

Пропущено по болезни на
одного ребенка
10,2
10,7
6,7
2,7

Медицинский блок включает в себя кабинет охраны зрения с аппаратами для лечения
зрения, общемедицинский кабинет с изолятором и одним койко-местом, оснащенный
необходимым медицинским инструментарием, набором медикаментов для оказания первой
медицинской помощи.
Врач-офтальмолог проводит обследование детей, проверяет остроту зрения и делает
назначения. Результаты обследования регистрируются в картах.
Медицинская сестра кабинета охраны зрения ДОУ проводит лечение детей на
ортоптических аппаратах, ведёт учёт и анализ выполненных процедур, ведет учёт общей
заболеваемости воспитанников, анализ простудных заболеваний.
ДОУ курирует врач-педиатр детской поликлиники, которая осуществляет лечебнопрофилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья
детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную
работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.
Медсестрой ДОУ проводятся мероприятия:
o Осмотр детей во время утреннего приема;
o Антропометрические замеры
o Анализ заболеваемости 1 раз в месяц, в квартал, 1 раз в год;
o Ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
o Лечебно-профилактические мероприятия.
Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, администрация ДОУ
ввела в 2023 году дополнительные ограничительные и профилактические меры в
соответствии с СП 3.1/2.4.3598-20:
 Ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников – термометрию с помощью
бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков инфекционных заболеваний.
Лица с признаками инфекционных заболеваний изолируются, а детский сад уведомляет
территориальный орган Роспотребнадзора;
 Еженедельную генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств,
разведенных в концентрациях по вирусному режиму;
 Ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и
оборудования дезинфицирующими средствами;
 Дезинфекцию посуды, столовых приборов после каждого использования;
 Бактерицидные установки в групповых комнатах;
 Частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников;
 Проведение всех занятий в помещениях групповой ячейки или на открытом воздухе
отдельно от других групп.
Значительные тенденции к снижению заболеваемости объясняются активной работой
коллектива по профилактике простудных заболеваний, внедрению эффективных
здоровьесберегающих технологий, но при этом есть родители, которые боятся проведения
закаливающих процедур и профилактических мероприятий.
Сравнительно стабильные показатели групп здоровья у воспитанников за последние
годы объясняются сложными социально - экономическими условиями в семьях
воспитанников, сложностью зрительных отклонений (диагнозов), а также сложностью
сопутствующих заболеваний.
Все это требует активизации работы педагогического, медицинского персонала по
проведению разъяснительной работы с родителями (законными представителями) и
проведению лечебно-восстановительных мероприятий.
20

Анализ физического развития воспитанников к концу учебного года показывает
оптимальный уровень развития образовательной деятельности в данном направлении.
Однако требуется:
1. Закрепить наметившиеся тенденции развития здоровья и отсутствие травматизма
воспитанников;
2. Повысить посещаемость детей в детском саду;
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, негативное отношение к
негативным привычкам.
Организация питания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, так как здоровье детей
невозможно обеспечить без рационального питания.
Соблюдаются возрастные, физиологические нормы суточной потребности в основных
пищевых веществах.
В организации питания ребенка дошкольного возраста большое значение имеет
соблюдение определенного режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита.
Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой
продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи,
правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания
осуществляет медсестра детского сада. Перед раздачей пищи в группах медицинская сестра
снимает пробу.
Кроме того, ежеквартально пища проверяется лабораторно ТОУ Роспотребнадзора.
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям в детском саду организовано 4-х разовое
питание детей:
- Завтрак;
- Второй завтрак (фрукты, сок) ·
- Обед;
- Полдник.
При составлении меню-требования медсестра руководствуется разработанным и
утвержденным 10- дневным меню (осень - зима, весна - лето), технологическими картами с
рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.
Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье.
С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок
получает в течение дня в детском саду. Вывешивая ежедневное меню детей, родителям
предлагаются рекомендации по составу домашних ужинов.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое
соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и
хранения пищи.
Приготовление блюд производится на специально оборудованном пищеблоке
непосредственно перед приемом пищи. Выдача готовой продукции с пищеблока и приём
пищи в группе осуществляется согласно режиму дня и графику выдачи пищи.
В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники
пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке
продуктов, правил личной гигиены. Результатом является отсутствие зафиксированных
случаев отравления и заболеваний детей в течение года.
. Ежедневно проверяется качество поставляемых продуктов, осуществляется контроль за
сроками реализации и правильностью их хранения.
В правильной организации питания детей большое значение имеет создание
благоприятной и эмоциональной окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены
соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и
опрятности при приеме пищи.
21

3.9. Результативность воспитательно - образовательного процесса:
Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводится при
выпуске детей в школу и включает описание интегративных качеств выпускника.
Формы проведения:
- беседы с детьми;
- игровые ситуации с проблемными вопросами;
- анализ продуктов детской деятельности;
- наблюдения игровой деятельности;
- общения во всех видах детской деятельности;
- наблюдение работы в проектной и экспериментальной деятельности.
Мониторинг результативности развития воспитанников по образовательным
областям в соответствии с требованиями ФГОС за 2022- 2023 г.
Образовательные
области
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
Социальнокоммуникативное развитие
Региональный компонент
Коррекционная работа

высокий
55,9%
61,8%
50,8%

Уровень развития
средний
41,6%
34,2%
43,9%

низкий
2,5%
4%
5,3%

53,2%

42,6%

4,2%

60,7%
42,8%
66,8%

37,2%
45,9%
30,9%

2,1%
5,9%
2,3%

3.10. Организация специализированной (коррекционной) помощи детям
Коррекционную работу осуществляют квалифицированные специалисты: врачофтальмолог, медсестра кабинета охраны зрения, учителя-дефектологи (тифлопедагоги).
Диагностическая деятельность учителей-дефектологов представлена как отдельный вид
работы (с целью анализа развития зрительных возможностей детей с нарушением зрения,
формирования подгрупп для коррекционно-развивающей деятельности), а также как
составляющая индивидуальных консультаций.
Коррекционной помощью было охвачено 100% детей, посещающих ДОУ. Всесторонний
анализ зрительных нарушений каждого ребенка отражается в картах развития и даёт
возможность учителям-дефектологам подбирать наиболее эффективные методы и приемы
коррекционно-развивающей работы. Коррекционная работа проводится в индивидуальной
и фронтальной форме, в которой осуществляется дифференцированное обучение, задания
детям предлагаются адекватные их возможностям, в игровой форме с постепенным
усложнением материала.
Компьютерно-развивающие игры, используемые в работе учителями –дефектологами
(тифлопедагогами), классифицированы по диагнозам и возрастам, по основным
направлениям развития познавательной сферы. Использовался дифференцированный подход
по уровню сложности (3 уровня сложности). Содержательный материал компьютерноразвивающей программы соотносился с существующими образовательными программами,
что определял возможность её использования как одного из средств познавательного
развития ребенка с НЗ. Деятельность, связанная с компьютерно-развивающей программой,
включалась в деятельность ребенка в офтальмологическом кабинете.
Организованная система тифлопедагогической работы в ДОУ, включала своевременную
полноценную коррекционную помощь воспитанникам с нарушением зрения и оказание
тифлопедагогического воздействия в пред- и после операционный период.
22

Работа специалистов ДОУ осуществлялась с учетом годового плана, индивидуальных
планов работы, индивидуальных образовательных маршрутов для детей – инвалидов с ОВЗ.
Качественный уровень комплексного лечения
за 2022 – 2023 учебный год
критерии
выздоровление
значительное улучшение
улучшение
без перемен

результаты лечения
3
14
16
7

Положительная динамика и стабильные результаты коррекции зрительных нарушений у
дошкольников, подтверждаются высоким уровнем тифлопедагогического мониторинга и
результатами итогового офтальмологического обследования воспитанников.

4. Результаты маркетингового анализа внешней среды
4.1. Потенциальные образовательные потребности
субъектов внешнего окружения
С целью обеспечения целостности образовательного процесса в МБДОУ и семьях
воспитанников педагогический коллектив активно сотрудничает с семьями воспитанников,
осуществляет изучение социального заказа семьи к МБДОУ, проводит регулярные
мониторинговые исследования мнения родителей воспитанников о качестве
образовательного процесса и образовательных потребностей родителей (законных
представителей) обучающихся.
Удовлетворенность родителей.
Наблюдается достаточно высокая оценка удовлетворенности по следующим параметрам:
Раздел III. Показатели, характеризующие общий критерий оценки
качества образовательной деятельности организации, осуществляющей
образовательную деятельность, касающейся доброжелательности,
вежливости, компетентности работников.
Доля получателей образовательных услуг,
положительно оценивающих доброжелательность и
вежливость работников организации от общего числа
опрошенных получателей образовательных услуг.
Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных
качеством предоставляемых образовательных услуг, от
общего числа опрошенных получателей образовательных услуг.

Проценты
(от 0 до 100)

23

Результат
расчета

1

100%

2

99%

№
вопроса
анкеты

Результат
расчета

Проценты
(от 0 до 100)

3

93%

Проценты
(от 0 до 100)

4

97,5%

Проценты
(от 0 до 100)

5

100%

Проценты
(от 0 до 100)

Раздел III. Показатели, характеризующие общий критерий оценки
качества образовательной деятельности организации, осуществляющей
образовательную деятельность, касающейся удовлетворенности
качеством образовательной деятельности организации.
Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных
материально- техническим обеспечением организации, от
общего числа опрошенных получателей образовательных
услуг
Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных
качеством предоставляемых образовательных услуг, от
общего числа опрошенных получателей образовательных
услуг
Доля получателей образовательных услуг, которые готовы
рекомендовать организацию родственникам и знакомым,
от общего числа опрошенных получателей образовательных
услуг

№
вопроса
анкеты

Анализ активности родителей в развитии ДОУ.
Результаты мониторинговых исследований показывают, что активность родительской
общественности возрастает. Современные родители (законные представители) предъявляют
высокие требования к качеству как образовательных, так и жизнеобеспечивающих услуг.
Однако, результаты анкетирования родителей (законных представителей) констатируют
наличие также большого количества родителей (законных представителей) с
потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с
пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении МБДОУ.

4.2. Анализ образовательной деятельности партнеров
Анализ социального окружения ДОУ.
МБДОУ №7 расположен в центре города Моздока. В шаговой доступности находятся
различные учреждения социокультурного назначения, что создает благоприятные
возможности для обогащения деятельности в детском саду, расширяет спектр возможностей
по осуществлению сотрудничества с педагогическими коллективами школ, ДОУ,
библиотекой и т.д.
Возможности социального партнерства с учреждениями образования, культуры,
спорта.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие
заинтересованных сторон. Социальное партнерство - сложный и многообразный тип
взаимодействия заинтересованных партнеров, который создает условия для полноценного
сотрудничества в разных формах управленческой и организационной деятельности.
Социальное партнёрство ДОУ и других общественных институтов социума в сфере
образования предусматривает:
 развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся
социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые
образовательные потребности;
 поддержка и улучшение качества образования на основе создания единого механизма
обеспечения качества, охватывающего все стороны развития образования;
 воспитание и развитие в новых условиях воспитательных функций как неотъемлемой
части системы образования, ориентированной на приобретение индивидуумом комплекса
ключевых компетенций: социальных, поликультурных, языковых, информационных;
 разработка и реализация моделей образования, направленных на сохранение и
укрепление здоровья детей.

5. SWOT – анализ потенциала развития
образовательной организации
Внутренняя среда

Внешняя среда

Сильные стороны (стратегия
развития)
 конкурентоспособность дошкольного
образовательного учреждения;
 стабильный педагогический
коллектив;
 удовлетворенность родителей работой
ДОУ;
 благоприятный психологический
климат в ДОУ;
 постоянное повышение
квалификационного уровня педагогов.

Сильные стороны
 привлечение внимания общества и
органов государственной власти к
проблемам детского сада и дошкольного
образования;
 увеличение уровня доходов работников
в сфере образования;
 взаимодействие с организациями;
 сохранение и развитие системы
повышения квалификации педагогических
работников в соответствии с требованиями
ФГОС ДО, профессиональных стандартов;
 поиск педагогических идей по
обновлению содержания дошкольного
24

образования:
 внедрение новых технологий, приемов
взаимодействия с родителями;
использование в работе интерактивных
методов общения с родителями.
Внутренняя среда

Внешняя среда

Слабые стороны
(стратегия компенсации)
 объективное ухудшение здоровья
детей, поступающих в ДОУ,
отрицательно сказывается на получении
ими качественного образования;
 слабая включенность родителей в
образовательный процесс МБДОУ, при
этом под качеством образования
большинство родителей понимает
подготовку к школе;
 отсутствие необходимого опыта
инновационной деятельности.

Угрозы
 нестабильная экономическая
ситуация в стране;
 недостаточная готовность и
включенность родителей в управление
качеством образования детей через
общественно – государственные формы
управления;
 недостаточное финансирование
системы образования;
 повышение требований к
компетентности воспитателя и при этом
снижение статуса профессии педагога;
 эмоциональное выгорание педагогов
вследствие продолжительных
профессиональных стрессов.

По итогам проведенного SWOT-анализа стратегическим направлением развития
дошкольной организации может стать:
 реализация ФГОС дошкольного образования с ориентацией на создание условий
развития ребенка с НЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
 реализация права каждого ребенка с НЗ на качественное и доступное образование,
обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического
развития детей, как основы их успешного обучения в школе;
 существующая база здоровье сберегающей, информационной, безопасной среды ДОУ
станет основой полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его
индивидуальными возможностями и склонностями.

6. Оптимальный сценарий развития
Риск снижения кадрового
потенциала ДОУ
 Совершенствование кадровой
политики ДОУ.
 Создание благоприятных
условий для роста
профессионального мастерства,
компетентности и творческой
самореализации каждого
работника.

Риск снижения
бюджетного
финансирования

Риски снижения
конкурентоспособности
ДОУ

 Эффективное
использование
внутренних ресурсов
ДОУ.
 Поиск внешних
источников
финансирования
(спонсоров,

 Повышение профессиональной компетентности
педагогов ДОУ.
 Использование
инновационных технологий.
 Более полное
удовлетворение запросов
родителей воспитанников на

25

 Совершенствование системы партнеров).
морально-психологического
стимулирования персонала.
Создание эффективной системы
адаптации молодых педагогов и
возрождение традиций
наставничества.
 Обеспечение благоприятного
социально-психологического
климата в коллективе.

реализацию бесплатных
дополнительных
образовательных программ и
услуг.
 Обеспечение безопасности и
здоровье сбережение в ДОУ.

7. Концепция развития ДОУ
Общие тенденции развития системы дошкольного образования.
Концепция развития дошкольной образовательной организации построена на
педагогических идеях классической российской дошкольной педагогики, трудах
современных ученых в области педагогики и психологии о ребенке-дошкольнике на опыте
науки и передовой новаторской практики дошкольного образования России.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что реальной целью образования
дошкольников является развитие неповторимой индивидуальной личности каждого
воспитанника.
Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и
Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений. Внедрение
современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных,
обеспечение личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса,
позволяющие ребенку с НЗ успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном
социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи,
детского сада и социального окружения.

Аксиологические основы развития ребенка с НЗ в ДОУ.
Аксиологический подход в самореализации детей с НЗ дошкольного возраста в социуме
предполагает общение и сотрудничество с каждым ребенком с НЗ как с наивысшей
ценностью жизни. Воспитание духовности, нравственности, человечности является
приоритетным направлением деятельности государства и ДОУ. Реализация данного подхода
обеспечивает возрождение нравственного и социокультурного потенциала, физического
здоровья воспитанников с НЗ, создание комфортных условий для самореализации, ситуаций
успеха в игровой и духовно-творческой деятельности.
Личностно-ориентированное образование направлено на развитие и становление личности
дошкольника с НЗ, ориентацию на познавательные, нравственные, духовные ценности, в
связи с этим возникает категория «личностные ценности». Личностные ценности выступают
формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Их
становление связано с динамикой процессов сознания, через которое происходит познание
окружающего мира. Осознание собственного «Я» в этом мире с ориентацией на вечные
ценности – Человек, Семья, Отечество, Культура, Мир, Земля и др. В результате постижения
данных ценностей ребенок с НЗ научается саморегуляции поведения в настоящем и
будущем, научается создавать продукты духовно-творческой деятельности для других, тем
самым осваивает первые шаги самореализации.
Концептуальной идеей коллектива детского сада является установка, каждый ребенок с
нарушением зрения – успешный дошкольник.
26

Успешность дошкольника с НЗ предполагает личностную готовность его к школе
(сформированности у дошкольника мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни,
начальных ключевых компетентностей и предпосылок к учебной деятельности на этапе
завершения МБДОУ).
Развитие и дальнейшая стабильная деятельность МБДОУ строится на следующих
основных положениях:
– приоритет ребенка с НЗ;
– доступность дошкольного образования;
– качество дошкольного образования;
– привлекательность дошкольного образования;
– преемственность дошкольного и начального школьного образования; – социализация
выпускников детского сада в обществе.

8. Цели развития ДОУ
Обеспечение доступности дошкольного образования и удовлетворение потребности
граждан в получении современного качественного образования и позитивной социализации
детей с НЗ в интересах социально-экономического развития МБДОУ №7 на период с 2024
по 2027 год подразделяются на инвариантную и вариативную.
Инвариантной целью развития ДОУ
как части системы образования
выступает эффективное выполнение
государственного задания на оказание
образовательных услуг в
соответствии с требованиями
законодательства.

Вариативная цель развития ДОУ как
образовательной организации направлена
на создание условий для удовлетворения
образовательных запросов субъектов
образовательной деятельности и лиц,
заинтересованных в образовании в
соответствии с требованиями
законодательства.

9. Механизмы реализации программы развития
1. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов,
документооборота: закупка и установка оборудования, обучение работников, контроль за
правильным использованием нового оборудования и технологий.
2. Проведение опросов и анкетирование для оценки уровня удовлетворенности услугами
детского сада, существующими в нем процессами.
3. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности
детского сада.
4. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм
организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные
способности, эмоциональное развитие и формирование личности.
5. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение
данных о тенденциях в области личностного развития детей.
6. Закупка и установка нового оборудования в целях модернизации РППС.

27

Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Направления развития организации

Критерии и показатели оценки

1. Модернизация РППС

Обновление РППС на 40 %.
Соответствие РППС требованиям
законодательства и целям развития
детского сада.

2. Повышение эффективности системы
дополнительного образования,
расширение спектра дополнительных
образовательных услуг

Удовлетворенность родителей и
воспитанников услугами дополнительного
образования на 60%.

3. Ведение госпаблика

Госпаблик соответствует требования
законодательства и рекомендациям
Минцифры.
Ответственный за госпаблик проходит
ежегодное обучение по ведению
госпаблика.

4. Цифровизация образовательного и
управленческого процесса

Прирост на 55 % числа работников,
использующих дистанционные
технологии, ИКТ, инновационные
педагогические технологии.
Перевод 20 % документооборота детского
сада в электронный вид

5. Совершенствование системы охраны
труда

Отсутствие несчастных случаев с
работниками и детьми.
Отсутствие замечаний от органов надзора
и контроля в сфере охраны труда

6. Усиление антитеррористической
защищенности организации

Отсутствие происшествий на территории
организации.
Отсутствие замечаний от органов надзора
и контроля в сфере безопасности

7. Создание условий для обучения детей,
нуждающихся в длительном лечении

100 % педагогов обучилось по программам
для работы с детьми с ОВЗ,
Воспитанники нарушением зрения
осваивают АОП и другие образовательные
программы в полном объеме

8. Инновационная деятельность

Овладение педагогами инновационными
образовательными и метапредметными
технологиями
Реализация инновационных проектов.

9. Успешное выполнение показателей
НОКО

По всем показателям НОКО детский сад
имеет высокую оценку

28

10. Результаты и индикаторы развития
Ожидаемые результаты реализации Программы развития МБДОУ №7

на 2024-2027 годы:
• обеспечение воспитанников доступным качественным дошкольным образованием;
• удовлетворение образовательных потребностей в воспитании и обучении детей
родителей и социума;
• реализация новых программ дополнительного образования для детей с
нарушением зрения и их родителей;
• обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
• обеспечение формирования равных стартовых возможностей выпускников детского
сада;
• повышение эффективности управления качеством предоставляемых
образовательных услуг;
• внедрение и эффективное использование новых образовательных информационных
технологий воспитания и обучения;
• повышение сохранности здоровья воспитанников;
• повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области
овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за
счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в
региональных и федеральных профессиональных мероприятиях;
• расширение образовательного пространства детского сада на основе развития
социального партнерства с учебными заведениями, различными организациями,
направленное на развитие личности ребенка, способствующее его социализации;
• повышения доступности качественного образования;
• обновление методической и материально-технической базы учреждения;
• внедрение и эффективное использование цифровых технологий в работе
организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании.
Показатели, характеризующие качество оказываемой государственной услуги
инвариантной цели программы развития (выполняемой работы):
Наименование показателя
Посещаемость детьми дошкольного
образовательного учреждения
Выполнение образовательных программ,
реализуемых в дошкольной образовательной
организации

Единица измерения
% посещаемости от показателя в
муниципальном задании
Выполнено/не выполнено

Оптимальная укомплектованность
кадрами

Укомплектовано/
не укомплектовано

Создание условий для выполнения
натуральных норм питания

Выполнено/не выполнено

Динамика среднего показателя
заболеваемости

Средний показатель
заболеваемости в сравнении с
предыдущим отчетным периодом

29

11. Управление и отчётность по программе развитие
Показатели качества реализации Программы развития и категории отчётности определены
уставными целями и задачами образовательной организации.
Управление процессом реализации и контроль качества осуществляются в соответствии с
направлениями и задачами Программы.
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет коллегиальный орган
МБДОУ №7 г. Моздока с привлечением родительской общественности.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».