прогр Экологическое моделирование

Пояснительная записка
Основная идея программы: использование метода моделирования с детьми
старшего дошкольного возраста с НЗ, выражается, прежде всего, в качественно
новом отношении к природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт
отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и
детей по построению (выбору и конструированию моделей). Моделирование
основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами,
схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ
наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном
конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков,
связей между реальными объектами, их моделями становится возможным
привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному
моделированию.
Направленность – естественнонаучная
Адресат программы: дети 5 – 6 лет с НЗ
Актуальность программы обусловлена тем, что у дошкольников с
нарушением зрения были выявлены существенные проблемы в понимании
взаимосвязей и взаимозависимости в мире природы. В области ценностных
отношений наблюдалось наличие у детей с НЗ неправильного отношения к
живой природе. Было доказано, что экологическое моделирование поможет
сгруппировать, выделить особенности мира природы, развить познавательные
навыки у детей с НЗ.
Отличительная особенность заключается в том, что моделирование
позволяет дошкольникам с нарушением зрения овладеть умением экологически
целесообразно вести себя в природе, способствует воспитанию осознанно
правильного отношения к объектам природы и обеспечивает становление
природоведческой деятельности.
Новизна программы – состоит в том, что одной из методик направленной
на стимуляцию и повышение функциональной активности мыслительного
процесса, развития познавательной деятельности является методика
моделирования. Эта методика позволяет развивать познавательные способности
детей с нарушением зрения и реализуется на предметно-практических занятиях и
в игре. Работая с моделью, дети с НЗ активнее включаются в деятельность, легче
усваивают материал, у детей улучшается формирование познавательных
способностей.
Педагогическая целесообразность программы. заключается, в том,
моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и
закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей с НЗ
формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Уровень освоения программы - базовый
Цель программы – успешное усвоения детьми с нарушением зрения
знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях
существующих между ними, посредством экологического моделирования.
Основными задачами программы являются:
Коррекционные:
 Развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины; глазомер,
мелкую моторику пальцев рук.
 Формировать более точные и координированные зрительно-моторные
координации.
 Развивать мелкую моторику руки, кинестетические ощущения в процессе
предметно-практических действий.
 Развивать графические умения, ориентироваться в ограниченной
плоскости.
Образовательные:
 Формировать способность к понятийным обобщениям;
 Углублять понимание различных связей и зависимостей, существующих
в природе (причинно-следственных, морфофункциональных, генетических,
пространственно-временных и т.д.).
 Формировать осознанное отношение к природе, способность осознавать
свою сопричастность к природе через модели и деятельность моделирования.
 Учить вычленять главные признаки предметов, классифицировать
объекты, выделять противоречивые свойства объекта.
 Формировать умение работать по правилу и по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции.
Развивающие:
 Развивать познавательные способности в процессе деятельности
моделирования.
 Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать.
 Развивать познавательные и творческие способности детей, желание
активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать
догадки и предположения коммуникативное общение.
 Развивать способность оценивать состояние природной среды,
правильные решения по ее улучшению.
Воспитательные задачи:
 Воспитывать осознанно правильное отношение к объектам природы и
становление природоведческой деятельности самостоятельного творческого
уровня.

Объем и сроки освоения программы:
Программа «Экологическое моделирование» рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для детей с нарушением зрения 5 – 6 лет.
В кружке должно заниматься не более 12 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период провидятся с детьми 8
занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:
 Интегрированные занятия;
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
 Сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной
деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения
 Выставки;
 Экскурсии
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное назначение
метода – организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им
учебного материала и объяснение его успешного восприятия.
 Репродуктивный ( практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование). Основное назначение опыта – формирование навыков и
умений использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в
повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога.

 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.) Основное
назначение метода – постепенная подготовка воспитанников к самостоятельной
постановке и решению проблем.
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности
воспитанников по решению новых для них проблем.
 Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ,
сравнение, самостоятельная творческая работа).
 Игровой - используется при реализации программы в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
Для реализации программы на занятиях по экологическому образованию
используются следующие методы моделирования:
- Предметные модели. (использование модели такого вида как аквариум)
- Предметно - схематические модели: строение растения (Н-р: «Строение
кактуса» , «Строение хлорофитума») , растения разных климатических зон.
- Графические, (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно)
признаки, связи и отношения явлений.
- На демонстрационном наборном полотне из готовых карточек,
- Дети также могут делать условные обозначения в заготовленных
карточках карандашом или фломастером нейтрального цвета, создавая свои
модели.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная
информация.

Предполагаемы результаты:
Коррекционный блок:
 Развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины; глазомер,
мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги;
 Формировать более точные и координированные зрительно-моторные
координации.
 Развивать мелкую моторику руки, кинестетические ощущения в процессе
предметно-практических действий.
 Развивать графические умения, ориентироваться в ограниченной плоскости.

Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
О трёх стадиях развития живых организмов.
О природно-климатических зонах Земли и РСО - Алания.
Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от
среды обитания (лес, тундра, тайга).
О приспособляемости растений и животных к условиям жизни.
 О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
О Солнечной системе и её планетах.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных
природных зонах.
О возникновении жизни на Земле.
О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
К концу года дети будут уметь:
 Работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции.
 С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с
условиями жизни в разных природных зонах.
 Составлять по плану и образцу рассказы об изучаемом объекте (дает
описание в соответствии с моделью)
 Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты
и делать выводы.
 Эмоционально реагировать на мир природы.
 Ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы.
 Планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы,
необходимые для ухода за растениями и животными.
 Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между
природными явлениями.
 Самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности).
 Обследовать, анализировать, классифицировать объекты природы по их
основным признакам.
Развивающий блок:
К концу года дети будут уметь:
 Рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.
 Проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
 Проявлять устойчивый интерес к действиям с экологическими моделями.
 Проявлять трудолюбие в работе на участке детского сада.
Освоение моделей.
 «Круглый год».
 «Календарь погоды и природы».
 «Воздух – невидимка».




















«Вода - это жизнь».
«Растение» (понятие).
«Моделирование растений».
«Потребности растения».
«Уход за растениями».
«Цветы».
«Уход за комнатным растением».
«Домашнее животное».
«Дикое животное».
«Потребности животных».
«Птицы» (понятие).
«Насекомые» (понятие).
«Рыбы» (понятие).
«Лес» (понятие)
«Река», «Озеро», «Болото» (понятие)
«Луг» (понятие)
«Природа в опасности».
«Уход за растением» (сезонные модели).

Сводный учебный план
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Наименование раздела, тема
Вводное занятие «Календарь погоды и природы»
Раздел «Неживая природа» «Сезонные изменения в природе»
Раздел «Неживая природа» «Свойства воздуха»
Раздел «Неживая природа» «Воздух – невидимка»
Раздел «Неживая природа» «Тайна воздушного пузырька»
Раздел «Неживая природа» «Свойства воды»
Раздел «Водный мир» «В гостях у жителей подводного царства»
Раздел «Водный мир» «Река», «Озеро», «Болото»
Раздел «Водный мир» «Источники загрязнения воды. Меры охраны»
Раздел «Растительный мир» «Растения участка: деревья»
Раздел «Растительный мир» «Растения участка: деревья»
Раздел «Растительный мир» «Растения участка: кустарника»
Раздел «Растительный мир» «Растения участка: травянистые
растения»
Раздел «Растительный мир» «Растения уголка природы»
Раздел «Растительный мир» «Растения уголка природы, цветы»
Раздел «Растительный мир» «Уход за комнатным растением»
Раздел «Растительный мир» «Потребности растений»
Раздел «Растительный мир» «Уход за растениями»
Раздел «Растительный мир» «Почему засыпают растения?»
Раздел «Растительный мир» «Лекарственные растения – средства
оздоровления организма человека»
Раздел «Растительный мир» «Цепочки в лесу»
Раздел «Растительный мир» «Красная книга РСО – Алания»
Раздел «Растительный мир» «Лесная аптека на страже человека»

Количество
часов
1-й год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Раздел «Животный мир» «Звери»
Раздел «Животный мир» «Для чего животным хвосты?»
Раздел «Животный мир» «Птицы»
Раздел «Животный мир» «Развитие птиц»
Раздел «Животный мир» «Почему птицы улетают на юг?».
Раздел «Животный мир» «Насекомые»
Раздел «Животный мир» «Развитие насекомых»
Раздел «Животный мир» «Почему насекомые спят»
Раздел «Животный мир» «Рыбы»
Раздел «Животный мир» «Развитие рыб»
Раздел «Животный мир» «Домашнее животное»
Раздел «Животный мир» «Дикое животное»
Раздел «Животный мир» «Потребности животных»
Раздел «Животный мир» «Цепочки в лесу»
Раздел «Животный мир» «Красная книга РСО – Алания»
Раздел «Растительный и животный мир»
«Растения и животные леса»
Раздел «Растительный и животный мир» «Лес – многоэтажный дом»
Раздел «Растительный и животный мир» «Лесная экосистема»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Сообщества живых организмов: лес»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Сообщества живых организмов: лес»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Сообщества живых организмов: водоёмы (река)»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Сообщества живых организмов: водоемы (озеро)»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Сообщества живых организмов: водоемы (болото)»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Сообщества живых организмов: водоемы (лес, болото, луг)
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Сообщества живых организмов: луг»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Луговая экосистема»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Человек и природа (сезонные работы в природе)»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Природа в опасности»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Уход за растением»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование» «По
заповедным местам природы РСО - Алания»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Работа с экологическими знаками»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Разработка экологических знаков»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Зерновые культуры»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Почему зерно в землю сеют?»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Хлеб – всему голова»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Злаки родного края»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел «Растительный мир»
«Удивительный лес. Кора дерева»
Раздел «Растительный мир»
«Изучаем строение цветка»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Юные спасатели»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Экскурсия в библиотеку»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Добрые волшебники»
Раздел «Природоохранительная работа, природопользование»
«Больница для книг»
«Земля, с днем рождения тебя!»
«Солнечная система»
«Солнце, Земля и другие планеты»
«Простые и ценные камни в природе»
«Мой любимый город Моздок»
«Твой город – твое здоровье»
«Мой родной край: заповедные места и памятники природы»
ВСЕГО часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

Вводное занятие
«Я и природа»
«Путешествие по глобусу»
«Моя Россия»
«Летние цветы»
«Человек – верный сын природы»
«Что мы сажаем, сажая леса?»
«Наш – дом природа»
ВСЕГО часов

1
1
1
1
1
1
1
1
8

Учебный план
№ п/п

Количество занятий
Тема занятий

1
2
3
4
5
6
7

Вводное занятие «Календарь погоды и
природы»
Раздел «Неживая природа» «Сезонные
изменения в природе»
Раздел «Неживая природа» «Свойства
воздуха»
Раздел «Неживая природа» «Воздух –
невидимка»
Раздел «Неживая природа» «Тайна
воздушного пузырька»
Раздел «Неживая природа» «Свойства
воды»
Раздел «Водный мир» «В гостях у жителей
подводного царства»

всего

теория

1
1

1

практика

Формы
контроля,
аттестации

1

вопросы
опрос

1

1

указания

1

1

вопросы

1

1

наблюдение

1

1

указания

1

1

вопросы

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Раздел «Водный мир» «Река», «Озеро»,
«Болото»
Раздел «Водный мир» «Источники
загрязнения воды. Меры охраны»
Раздел «Растительный мир» «Растения
участка: деревья»
Раздел «Растительный мир» «Растения
участка: деревья»
Раздел «Растительный мир» «Растения
участка: кустарника»
Раздел «Растительный мир» «Растения
участка: травянистые растения»
Раздел «Растительный мир» «Растения
уголка природы»
Раздел «Растительный мир» «Растения
уголка природы, цветы»
Раздел «Растительный мир» «Уход за
комнатным растением»
Раздел «Растительный мир» «Потребности
растений»
Раздел «Растительный мир» «Уход за
растениями»
Раздел «Растительный мир» «Почему
засыпают растения?»
Раздел «Растительный мир»
«Лекарственные растения – средства
оздоровления организма человека»
Раздел «Растительный мир» «Цепочки в
лесу»
Раздел «Растительный мир» «Красная
книга РСО – Алания»
Раздел «Растительный мир» «Лесная аптека
на страже человека»
Раздел «Животный мир» «Звери»
Раздел «Животный мир» «Для чего
животным хвосты?»
Раздел «Животный мир» «Птицы»
Раздел «Животный мир» «Развитие птиц»
Раздел «Животный мир» «Почему птицы
улетают на юг?».
Раздел «Животный мир» «Насекомые»
Раздел «Животный мир» «Развитие
насекомых»
Раздел «Животный мир» «Почему
насекомые спят»
Раздел «Животный мир» «Рыбы»
Раздел «Животный мир» «Развитие рыб»
Раздел «Животный мир» «Домашнее
животное»
Раздел «Животный мир» «Дикое
животное»
Раздел «Животный мир» «Потребности
животных»
Раздел «Животный мир» «Цепочки в лесу»
Раздел «Животный мир» «Красная книга

1

1

беседа

1

1

беседа

1

1

опрос

1

1

1

1

выставка
работ
вопросы

1

1

1

1

выставка
работ
указания

1

1

карточки

1

1

беседа

1

1

опрос

1

1

беседа

1

1

1

1

выставка
работ
опрос

1

1

беседа

1

1

карточки

1

1

1
1

1
1

выставка
работ
опрос
опрос

1
1
1

1
1
1

беседа
беседа
наблюдение

1
1

1
1

вопросы
вопросы

1

1

указания

1
1
1

1
1
1

вопросы
беседа
опрос

1

1

беседа

1

1

вопросы

1
1

1
1

опрос
указания

39
40
41

42

43

44

45

46

47

48

49
50

51

52

53

54

55

56

57

58

РСО – Алания»
Раздел «Растительный и животный мир»
«Растения и животные леса»
Раздел «Растительный и животный мир»
«Лес – многоэтажный дом»
Раздел «Растительный и животный мир»
«Лесная экосистема»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Сообщества живых организмов: лес»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Сообщества живых организмов: лес»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «Сообщества живых
организмов: водоёмы (река)»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «Сообщества живых
организмов: водоемы (озеро)»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «Сообщества живых
организмов: водоемы (болото)»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «Сообщества живых
организмов: водоемы (лес, болото, луг)
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Сообщества живых организмов: луг»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «Луговая экосистема»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «Человек и природа
(сезонные работы в природе)»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Природа в опасности»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Уход за растением»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «По заповедным
местам природы РСО - Алания»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Работа с экологическими знаками»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Разработка экологических знаков»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Зерновые культуры»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Почему зерно в землю сеют?»
Раздел «Природоохранительная работа,

1

1

беседа

1

1

1

1

1

1

выставка
работ
выставка
работ
в группе
карточки

1

1

опрос

1

1

вопросы

1

1

наблюдение

1

1

выставка
работ
в группе

1

1
указания

1

1

карточки

1

1

вопросы

1

1

опрос

1

1

наблюдение

1

1

беседа

1

1

вопросы

1

1

наблюдение

1

1

вопросы

1

1

опрос

1

1

вопросы

1

1

наблюдение

59

60
61
62

63

64

65
66
67
68
69
70
71
72

природопользование»
«Хлеб – всему голова»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Злаки родного края»
Раздел «Растительный мир»
«Удивительный лес. Кора дерева»
Раздел «Растительный мир»
«Изучаем строение цветка»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Юные спасатели»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Экскурсия в библиотеку»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование»
«Добрые волшебники»
Раздел «Природоохранительная работа,
природопользование» «Больница для книг»
«Земля, с днем рождения тебя!»
«Солнечная система»
«Солнце, Земля и другие планеты»
«Простые и ценные камни в природе»
«Мой любимый город Моздок»
«Твой город – твое здоровье»
«Мой родной край: заповедные места и
памятники природы»

1

1

вопросы

1

1

опрос

1

1

вопросы

1

1

указания

1

1

наблюдение

1

1

вопросы

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

выставка
в группе
вопросы
наблюдение
опрос
вопросы
беседа
вопросы
наблюдение

72
часа

№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8

Летний период
с 1.06. по 30.06.2025 года
Вводное занятие
«Я и природа»
«Путешествие по глобусу»
«Моя Россия»
«Летние цветы»
«Человек – верный сын природы»
«Что мы сажаем, сажая леса?»
«Наш – дом природа»
Всего часов:

1
час

71
час

Количество часов
всего теория практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
7
часов
час
час

Содержание программы

Форма
контроля
вопросы
опрос
указания
вопросы
наблюдение
указания
вопросы
беседа

1 год обучения
Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.
Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные
особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут
быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма;
модели построек. Существует много литературы, пособий для детей, где
представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств
(устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с
мозгом, а мозга – с движениями). Например: с детьми старшего возраста можно
сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим
способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и
небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки,
обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле
зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в
которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметовзаместителей, графических знаков. Пример такой модели - модель-макет,
рекомендуемый С.Н. Николаевым для усвоения детьми понятия «мимикрия» как
проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный
в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических
фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и
геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям
понять значение покровительственной окраски животных. Наиболее приемлемым
типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам,
является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения,
обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих
явлений. В отличие от более младших детей, которые в календаре отмечают
только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов,
первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью
отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде,
пахоту, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские
рисунки-символы: желтые шапочки мать-и-мачехи, веточка с желтыми
листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.
Изобразительная деятельность детей может широко использоваться при
предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе
ознакомления их с природой. Например, можно предложить им нарисовать
овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и
т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей схеме-модели,
изображающей сад, огород, луг и т.д. Задания на сравнение положительно влияют
на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет
введения сравнительных степеней прилагательных: “Летом день длинный, а
осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день
самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”. Систематические
наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя

помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений
природы, усвоить последовательность развития живых организмов.
Распространенными предметно-схематическими моделями являются так же
чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в
процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании
одежды.
Следующий тип моделей – графические, (графики, схемы и т. д.) передают
обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой
модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя
специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой
природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе
используется модель, в которой отражены существенные, наглядно
воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда
обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров
тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к
водной среде обитания.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве
дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная
информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных
символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.
Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит
отработка метода заполнения.
Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе
ему. Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения
экологических знаний.
В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования
значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая
выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.
Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически
целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственноценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный
характер.
Варианты модельного материала

Предметные

- модель
«Экосистема
леса»;
- модель
«Экосистема
луга»;
- модель
«Экосистема
водоёма»

Предметносхематические
(сенсорные)

- модель формы листа
(круглый,
треугольный, овальный);
- модель величины
(большой, маленький,
длинный короткий,
широкий, узкий);
- модель численности
групп (много, мало);
- модель характера
поверхности (гладкий,
шероховатый);
- модель «Мимикрия»

Графические

- календарь погоды;
- календарь наблюдений за птицами;
- календарь наблюдений за ростом и развитием растений;
- календарь длительности светового дня;
- модель «Термометр»;
- модель «Живой организм» (питание,
дыхание, движение, рост и развитие, размножение);
- модель «Строение растений» (корень,
стебель, лист, цветок, плод с семенами);
- модель «Потребности растений» (вода,
свет, тепло, почва);
- модель «Способы ухода за растениями»
(полив, рыхление, очистка листьев от пыли
тряпочкой, кисточкой, опрыскивание,
обрезка сухих листьев, подкормка);
- модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей,
делени-ем куста на части);
- модель «Птицы»;
- модель «Рыбы»;
- модель «Звери»;
- модель «Насекомые»;
- модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение);
- карты местности родного края

Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «Волшебные бусинки». При
реализации программы используются четыре вида контроля: входящий, текущий,
промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на
занятиях в течении всего учебного года.

Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного
года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль
осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления образовательно-воспитательного процесса.

Методические материалы
№
п\п
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
1
2

3
4

5

Наименование элементов перечня
Наглядные пособия:
Методические разработки по блокам программы;
Наглядно-дидактический материал: схемы, рисунки, таблицы, карточки,
альбомы;
Мнемотаблицы;
Предметные модели;
Предметно-схематические (сенсорные) модели;
Графические модели;
Дидактические материалы:
Методические материалы, иллюстрации, фотографии;
Видео презентации по темам;
Методические разработки по блокам программы;
Рисунки – схемы, таблицы;
Подбор дидактических игр;
Литература:
Венгер Л.А. Развитие способности к пространственному наглядному
моделированию// Дошкольное воспитание. 1982. №3.
Дружинина, Л.А Индивидуальные пропедевтические коррекционные
программы обучения ребенка дошкольного возраста с тяжелой патологией
зрения» / Л.А.Дружинина - ЧГПУ.- 123с. 2010.
Николаева С.Н, Экологическое воспитание дошкольников. - М.. 1990.
Посылкина Р.Ю., Николаева Л.И. Использование метода моделирования в
системе экологического образования детей старшего дошкольного
возраста. Методическое пособие. НГПУ Нижний Новгород, 2002.
Серебрякова Т.А, Абоимова И.Е. «Использование моделей и деятельности
моделирования в работе по формированию основ экологического

сознания» Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2005.

Условия реализации программы

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1

2
3

4
5
6
7
8

Материально – техническое обеспечение.
Оборудование:
Мольберт – 1 шт
Ноутбук
Проектор;
Прибор – подставка «Сигма» - 4 шт;
Учебно-наглядные пособия (схемы, макеты, плакаты, демонстрационные
картины, экологические знаки, дидактические игры по ознакомлению
детей с природой)
Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
Фигурки с домашними и дикими животными;
Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
Гербарий растений; коллекция камней
Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы,
микроскоп, магниты;
Цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.
Кисти: мягкие/белка/,жесткие/щетина/,палочки, лопаточки, небольшие
баночки и др.;
Клей ПВА, «Момент»,
Образцы поделок, панно, композиций из различных материалов.
Раздаточный материал:
Природный и бросовый материал: семена растений, крылатки клена,
ясеня, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа грецких орехов, перья
птиц, крупы, макароны, опилки, чай и т.д.
Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья,
плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы;
Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда,
банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды
из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы;
Бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная.
Картон: цветной, белый, упаковочный.
Образцы
Карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/;
Карточки с заданиями

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного

образования, Бирюкова Галина Капитоновна, имеющая среднее
профессиональное педагогическое образование, прошедшая профессиональную
переподготовку по данному направлению и отвечающая профессиональным
стандартам педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее– 273ФЗ);
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г. Москва)
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
5 СанПин от 30 июня 2020 года 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)"
6.Об утверждении Порядка организации в осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам. Приказ № 629 от
27 июля 2022 года Министерства просвещения России.
7. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад компенсирующего вида №7 г. Моздок Республика
Северная Осетия - Алания и с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников с нарушениями зрения на занятиях художественной
направленности и спецификой работы учреждения.

Список литературы.
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л. И.
2.Инновационная программа дошкольного образовании «От рождения до
школы» Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное под
редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М.
3. Дружинина, Л.А Индивидуальные пропедевтические коррекционные

программы обучения ребенка дошкольного возраста с тяжелой патологией
зрения» / Л.А.Дружинина - ЧГПУ.- 123с. 2010.
4. Николаева С.Н, Экологическое воспитание дошкольников. - М.. 1990.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательная социальная сеть nsportal.ru
2. Образовательная онлайн-платформа Инфоурок
3. Всероссийское сетевое издание Дошкольник
4. Сайт Воспитатель онлайн
5. Международный образовательный портал MAAM.RU

Оценочные материалы
Рекомендации по описанию
инструментария педагогического мониторинга
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех
проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы
используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного
параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической
диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы
уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно
отсутствовал в группе. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки
может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной
точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку
нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 наблюдение;
 проблемная (диагностическая) ситуация;
 беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными
психологическими особенностями детей.
Примеры описания инструментария:
1. Отношение и представления о Родине.
Задание №1. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как называется город, в котором ты живешь?»
2. Отношение к своему здоровью.
Задание №1. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека. Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.

Задание№1: «Скажи, пожалуйста, какое значение имеют солнце, воздух, вода для
человека?»
3. Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить,
имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для
жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы;
предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь),
солнце, автомобиль, самолёт. Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку
предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого
задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может
прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах
их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их
обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик;
картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза,
бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в
зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор. Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела
животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни
растений, животных, человека. Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён
года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным
картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного
поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
4. Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за
отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и
экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в
специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого
уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить
выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности.
Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются
в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены
необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности
(рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них
предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о
необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих
вопросов:
-Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
-Как ты это узнал?
-Хотел бы ты ему помочь?
-Почему ты хочешь ему помочь?
5. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в
природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными
растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за
растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
-выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
-рассказать о последовательности ухода за растением;
-непосредственно осуществить уход.
Высокий уровень
Ребёнок знает
основные признаки живого,

Средний уровень
Ребёнок различает
большое количество

Низкий уровень
Ребенок различает и
называет большое

устанавливает связи между
состоянием живых существ,
средой обитания и
соответствием условий
потребностям. Знания носят
обобщённый, системный
характер. Владеет
предметными понятиями в
соответствии с программой,
устанавливает под
руководством педагога и
самостоятельно частные, и
общие связи. Пользуется
наблюдением для познания
природы. Моделирует
признаки объектов и связи.
Владеет трудовыми
умениями, достигая
хороших результатов.
Достаточно уверенно
ориентируется в правилах
поведения в природе,
старается их
придерживаться. Ребенок
знает представителей
животного мира и
разделяет их по видам.
Аргументирует свой выбор.
Соотносит представителей
животного мира со средой
обитания. Называет их
характерные признаки.
Проявляет интерес и
эмоционально выражает
свое отношение к ним.
Знает, как нужно ухаживать
за домашними животными
и обитателями уголка
природы. Понимает
взаимосвязь между
деятельностью человека и
жизнью животных, птиц и
растений. Без труда
выражает свое отношение к
представителям животного
мира. Классифицирует
растения по видам, знает их
характерные признаки.
Называет условия,
необходимые для жизни,
роста и развития
комнатных растений. Знает,
как правильно нужно
ухаживать за ними. У него
сформированы
практические умения и

объектов природы,
вычленяет характерные и под руководством педагога –
существенные признаки.
Знает признаки живого.
Устанавливает частные и
некоторые общие связи.
Умеет сравнивать объекты
по признакам различия и
сходства. Использует
известные способы
наблюдения для познания
закономерностей природы.
Недостаточно овладел
общими понятиями и
общими связями. Трудовые
процессы выполняет
самостоятельно, достигает
хороших результатов.
Ребенок в основном знает
представителей животного
мира и разделяет их по
видам. Не всегда может
аргументировать свой выбор.
Соотносит представителей
животного мира со средой
обитания. Иногда не может
назвать их характерные
признаки. Проявляет интерес
и эмоционально выражает
свое отношение к ним. Знает,
как нужно ухаживать за
домашними животными и
обитателями уголка
природы. Иногда
затрудняется установить
взаимосвязь между
деятельностью человека и
жизнью животных, птиц и
растений. Эмоционально
выражает свое отношение к
представителям животного
мира. К проявлениям
негативного отношения к
природе другими детьми
чаще пассивен.
Классифицирует растения по
видам. Иногда не может
назвать их характерные
признаки. Называет лишь
некоторые условия,
необходимые для жизни,
роста и развития комнатных
растений. Знает, как
правильно ухаживать за
ними. В основном

количество животных и
растений, вычленяет их
особенности. Знает
некоторые их потребности
(во влаге, в пище).
Устанавливает частные
связи, сравнивает объекты
по отдельным характерным
признакам. В выделении
общих признаков
испытывает затруднения.
Не соотносит
представителей животного
мира со средой обитания.
Не может
классифицировать растения
по видам. Не может назвать
их характерные признаки.
Не знает условия
необходимые для жизни,
роста и развития
комнатных растений. Не
знает, как правильно
ухаживать за ними. Не
сформированы
практические умения и
навыки ухода за ними.
Трудовые процессы
выполняет
несамостоятельно, качество
труда низкое. Не знает
объектов неживой природы.
Не может правильно
назвать их отличительные
характеристики. Не знает,
кем и для чего могут быть
использованы объекты
неживой природы.
Неправильно называет
времена года. Не может
перечислить их в нужной
последовательности.
Ребенок затрудняется
отвечать даже по
наводящим вопросам
воспитателя. Проявление
гуманного отношения
ситуативно.
Познавательное отношение
неустойчиво, связано с
яркими, привлекающими
внимание событиями.

навыки ухода за
растениями. Он проявляет
интерес и эмоционально
выражает свое отношение к
растениям. Знает объекты
неживой природы и
правильно называет их
отличительные
характеристики.
Самостоятельно приводит
примеры того, кем и для
чего они могут быть
использованы. Правильно
называет времена года,
перечисляет их в нужной
последовательности, знает
характерные признаки
каждого времени года.
Бережно, заботливо,
гуманно относится к
природе, нетерпим к
другим детям и взрослым в
случае нарушения ими
правил общения с
природой. Готов оказать
помощь в случае
необходимости. Мотивом
бережного отношения к
природе служат понимание
ценности жизни,
стремление к совершению
добрых поступков.
Познавательное отношение
устойчиво. Эмоционально
воспринимает природу,
видит её красоту.

практические умения и
навыки ухода за ними
сформированы. Проявляет
интерес и эмоционально
выражает свое отношение к
ним. Знает объекты неживой
природы и правильно
называет их отличительные
характеристики.
Самостоятельно приводит
примеры того, кем и для чего
они могут быть
использованы. Почти всегда
правильно называет времена
года. Иногда затрудняется
перечислить их в нужной
последовательности. После
наводящих вопросов
взрослого правильно
называет времена года.
После наводящих вопросов
взрослого правильно
называет характерные
признаки каждого времени
года.

Оценка индивидуального развития детей по программе
«Экологическое моделирование»
№

Фамилия, Знает
имя
название
ребенка
города,
домашний
адрес.
Называет
географичес
кие
особенност
и города
Нг

1
2

Кг

Знает о
значении
солнца,
воздуха,
воды для
человека

Называет
животных,
обитающих
в РСО Алания

Называет
растения,
растущие
в РСО Алания

Называет
времена
года,
последоват
ельность,
названия
месяцев

Знает правила
поведения в
лесу, на
водоёмах, с
домашними
животными,
насекомыми,
ядовитыми
растениями.

Итог

Н
г

Нг

Нг

Нг

Нг

Н
г

Кг

Кг

Кг

Кг

Кг

К
г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».