Рекомендации для педагогов ДОУ «Использование физических упражнений для укрепления здоровья детей»

17.04.2021

В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личности, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест. Известно, что физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создает основу для нравственного, волевого развития ребенка, приобщает его к здоровому образу жизни. 

Незавершенность формирования физиологической структуры организма дошкольника и наличие в динамике наиболее чувствительных к внешним воздействиям периодов диктуют необходимость реализации соответствующих возможностей ребенка средств и методов обучения и в процессе физического воспитания. 

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми. В связи с тем, что формировании и рост всех отделов грудной клетки и позвоночного столба к шести годам еще не заканчиваются, эти структуры остаются весьма подверженными деформирующим воздействиям. У ребенка- дошкольника относительно слабо развиты связки и сухожилия, мелкие мышц руки, сила мышц у них так же невелика и увеличивается только после четырех лет. У дошкольников младше четырех лет не развиты и такие качества, как точность движений, способность воспроизводить заданную программу движений во времени и пространстве. У мальчиков дошкольного возраста наблюдается относительная слабость паховых колец, что при напряжениях брюшного пресса предрасполагается к образованию грыжи. 

Все эти способности развития костно-мышечной системы дошкольников обязательно учитывается при определении интенсивности и характера физических нагрузок. Необходимо понимать о том, что чем младше ребенок, тем хуже он владеет своим телом, так как у него еще не сформирована в достаточной степени координация движений, а следовательно, многие физические упражнения, связанные с этой функцией, недоступны для выполнения их младшими дошкольниками. 

Физкультурные занятия, так же как и все другие виды детской деятельности в дошкольном учреждении, должны проходить в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий. Организация обучения на занятиях по физической культуре должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в 

частности, костно-мышечной и сердечно-сосудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. 

Для дошкольников независимо от возраста характерной является слабо сформированная способность длительное время выполнять однообразную, динамическую работу, являющуюся для них особенно утомительной. Эта способность развивается у детей постепенно, только к периоду младшего дошкольного возраста. В связи с развитием у дошкольников 6-7 лет функцией длительного анализатора в центральной нервной системе и высших психических функциях в их физическом и двигательном совершенствовании все большую роль играют целенаправленные педагогические воздействия. 

Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям, первостепенное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Эффективно физическая тренировка, соответствующая возможностям детей по объему нагрузки, способствует своевременному развитию и созреванию всех физиологических структур детского организма. Средствами физического воспитания направляются, совершенствуются и корригируются все важнейшие физиологические системы организма. 

Как известно, активная двигательная деятельность ребенка в детском саду складывается из организованной самостоятельной деятельности, подвижных игр, игр с элементами спорта, а в старшем дошкольном возрасте – и некоторых спортивных игр: бадминтона, баскетбола, хоккея и др. В процессе реализации организованных видов двигательной деятельности детей решаются многие воспитательные и образовательные задачи, формируются потребность ребенка в ежедневных движениях, интерес к занятиям физической культурой. Как организованная так и самостоятельная деятельность, соответствующая возрастным физиологическим возможностям детского организма, является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка. Хочу такой сайт

Установлено, что основу любого вида деятельности детей и более всего – игровой составляет двигательный акт. Искусственное или вынужденное ограничение двигательной активности нарушает закономерное развитие организма и негативно влияет на состояние здоровья ребенка. Как недостаточная, так и чрезмерная двигательная активность отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма дошкольника. Поэтому крайне важно, чтобы самостоятельная активная деятельность детей проходила под наблюдением воспитателя. Во время прогулки или в помещениях не следует допускать однообразной длительной деятельности детей, которая сама по себе создает предпосылки к утомлению. Во время игры деятельность чрезмерно активных детей следует направлять, своевременно корректировать чередованием интенсивных и спокойных игр; детей малоподвижных, напротив, целесообразно побуждать к активным действиям. 

Необходимо учитывать, что двигательная активность – качество, тесно связанное с характерологическими особенностями ребенка. Поэтому 

руководя деятельностью детей во время физкультурных занятий, так же как и самостоятельной, воспитатель должен предусматривать адекватный для каждого ребенка объем нагрузки,использование педагогических приемов, которые будут стимулировать малоактивных медлительных детей и упорядочивать деятельность гиперактивных дошкольников. Это поможет избежать как перегрузки, так и дефицита двигательной активности детей. 

Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка, не следует, однако, считать,что чем более насыщенно занятие физическими упражнениями, чем выше его моторная плотность и двигательная активность детей, тем благотворнее это будет сказываться на их развитии. На самом деле физическая культура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объем и характер будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению, физиологических функций детского организма. 

Таким образом, рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребенку и осуществлении всего комплекса физкультурно – оздоровительных мероприятий.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.04.2021

Дата обновления: 19.04.2021

Дата публикации: 17.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».