21.04.2021
Передача экологических знаний - это начальный этап выработки привычного отношения к окружающему миру. В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
1. Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе. 2. Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зоне детского сада - труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг). 3. Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе. 4. Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира. 5. Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. 6. Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге), обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова. 7. Наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе. 8. Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
9. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности.
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления выпадает на первые 7-8 лет жизни ребёнка. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру - природе, вещам, людям. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. В основе экологического воспитания - адаптированного к детям дошкольного возраста ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания - заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируются дошкольные педагоги нашего времени. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействие детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Нужно ли задавать детям вопросы о природе?
Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения в природной среде?
Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.
Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни, в природе.
Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы?
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? Про каких животных говорят, что вылезает из кожи вон?
Какие жуки носят название того месяца в котором появляются?
Почему многие растения жарких стран имеют вместо листьев комочки и шипы?
Почему комнатные растения, особенно зимой, нужно поливать не холодной, а тёплой водой?
Растёт ли дерево зимой?
Листья каких деревьев осенью краснеют?
Куда “лицом” обращена головка подсолнуха в солнечный день?
Да, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают. Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заведения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые мероприятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения человека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действительной любви к природе. Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические
переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка. Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача педагогики-воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего — пассивность : дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости ( собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения "куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д.. Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей. Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники дороже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными. Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они не чутки к состоянию других людей, тем более животных и растений; не
способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую психику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2021
Дата обновления: 21.04.2021
Дата публикации: 21.04.2021