06.06.2021
Социально-коммуникативные способности, умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя. В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.
Согласно новым требованиям к системе дошкольного образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательной деятельности. На протяжении многих лет большое внимание уделяется проблеме социально-личностного и коммуникативного развития и воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями. Дошкольные учреждения, призванные решать основные проблемы психологической коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, обладают богатым опытом специальных методик и знаний о коррекции средств общения и коммуникативной деятельности детей.
Основной целью работы с дошкольниками с нарушенным зрением является успешная социальная адаптация их в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей. Специфика зрительного дефекта, возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений.
Социально-личностное и коммуникативное развитие дошкольников с нарушением зрения включает в себя формирование отношения ребёнка к себе
и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, развитие коммуникативных способностей, становление его самопознания. Данные утверждения раскрыты в трудах отечественных педагогов-психологов: Н.В. Клюевой, П.В. Ермакова, Л.С. Выготского, П.В. Глухова, В.Н. Романюты, Л.А. Дружининой.
Сегодня социально-коммуникативное развитие подразумевает «усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, коммуникативную компетентность. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы». Ведущим фактором в разных видах деятельности слабовидящего дошкольника на протяжении всей жизни является общение. Слабовидящий ребенок развивается и активно усваивает социальный опыт в ходе общения с людьми и предметами окружающей действительности. Решение проблем активного вербального и невербального общения слабовидящих и есть тот обходной путь, обуславливающий, продвижение ребенка c патологией зрения в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий.
При организации педагогической деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо обращать внимание на возникающие противоречия:
- между традиционным подходом к содержанию и организации педагогической деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и потребностью внедрения методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между объективной потребностью в социально-коммуникативном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями и
отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;
- между необходимостью формирования социально-коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.
Из дошкольной психологии мы знаем, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребёнок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств и связей, то в среднем и старшем дошкольном возраста в процессе игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.
В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Значение игры в формировании социально-коммуникативных навыков ребёнка определяется тем, что «детская игра рассматривается как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений».
Л.С. Выготский отмечает, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды.
Включение детей с нарушением зрения в доступную им на данном возрастном этапе игровую деятельность, позволяет обогатить их представления о «мире вещей и мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Важное место в формировании социально-личностных навыков, навыков общения принадлежит коммуникативным ситуациям. «Коммуникативные ситуации, направленные на формирование и развитие различных сторон
коммуникации (логика, увеличение словарного запаса, звукопроизношение, рефлексия, эмоции и др.), являются одним из эффективных способов формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста».
Игровая деятельность, как и коммуникативные ситуации, способствуют формированию у детей умения работать в коллективе, решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь, умения обсуждать результаты и оценивать деятельность каждого ребенка.
Социально-коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире, способом формирования личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения.
Список литературы
1. 1. Брюнцова О.Ю. Формирование игровой деятельности у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста / О.Ю. Брюнцова. – Ижевск: Кафедра Педагогики, 2015. – 71 с.
2. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. – М., 1983.
3. 3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М., 2014. – С. 30–43.
4. 4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М., 2015. – 144 с.
5. 5. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2016. – 83 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2021
Дата обновления: 06.06.2021
Дата публикации: 06.06.2021