Консультация для родителей "Как воспитать самостоятельность"
28.11.2025
Самостоятельность
– это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо
с раннего детства.
Дети
по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность,
направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Дети очень часто
стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно
поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени,
неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но
действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
Стремясь
сделать все за ребенка, мы поступаем неправильно. Уже к трем годам у ребенка
резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое
желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя,
это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость,
своеволие. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать
серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Конечно,
малыши не сразу и с большим трудом приобретают необходимые навыки, им требуется
помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия:
приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку
или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент,
носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Необходимо
также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка
самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в
процессе одевания, умывания, приема пищи.
Обучая
детей тем или иным действиям (надеть кофту, развязать шарф, намыливать руки,
правильно держать ложку и т.п.) надо наглядно демонстрировать способ их
выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе.
Желательно,
чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые
сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание
детей на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему
быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В
труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца,
выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в
определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую
сторону, аккуратно складывать, вешать.
Воспитывая
самостоятельность лучше, как можно реже, прибегать к замечаниям, порицаниям,
опираясь на поощрение и похвалу. Положительная оценка порождает у малышей
интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему
они научились, чему еще нужно научиться.
В
младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное
ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у
детей самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания.
Если мы не будем класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем
лишь требовать этого от детей, то нам не удастся воспитать у малыша привычки к
аккуратности.
Труд
должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности
и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь
за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придет
постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно,
чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.11.2025
Дата обновления: 30.11.2025
Дата публикации: 28.11.2025