Консультация для педагогов «Уголок природы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
04.12.2025
В системе дошкольного воспитания
многие задачи экологического образования можно решать через организацию
деятельности детей в уголке природы.
Правильно
организованная деятельность детей в уголке природы позволяет дошкольникам
овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок
накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его
деятельности гуманный характер. К сожалению, воспитатели зачастую не полностью
используют все многообразие методов и приемов организации деятельности детей в
уголке природы, ограничиваясь лишь таким приемом, как дежурства.
Совместная работа по изготовлению природных
композиций, кормушек, сближает детей и
их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает что-то правильное и нужное,
поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются родители.
Одним
из важнейших условий решения задач экологического образования считается организация развивающей предметной
среды. Чтобы предметный материал,
предложенный детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником
исследовательской, поисковой деятельности, необходимо формировать у них
максимум знаний и способов действий, на которые можно опереться: знакомить их с
природой, воспитывать любовь к ней через доступные средства.
-наличие постоянного и удобного для детей
места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в
природе;
-подбор
дидактического материала для решения задач экологического образования детей
(календарь погоды, наглядный иллюстративный материал, дидактические игры,
гербарии, муляжи животных, фруктов и овощей и др.);
—
возможность практического освоения опыта детьми, проявления заботы
о живых существах, самостоятельного получения знаний (материал для проведения
элементарных опытов, развития трудовых навыков).
Содержание уголка природы
Календари
природы: по времени года; месяцам; дням
недели; частям суток.
Дневники
наблюдений: за состоянием погоды; птицами; ростом растений
на огороде на окне, в уголке природы; протеканием
эксперимента с растениями.
Мини-
лаборатория: прозрачные пластмассовые емкости разных размеров; ситечки; воронки; пипетки; мерные ложечки; разные
по емкости шприцы; краски пищевые; магниты
и железные стружки; лупы; микроскоп
и т. д.
Муляжи,
модели: овощи; фрукты; насекомые;
животные и птицы родного
края, пустыни, леса, морские животные и животные Полярного края.
Модели
среды обитания: аквариум; лес; степь; пустыня; тундра
Природный
материал: шишки разных хвойных растений; ракушки; камушки; веточки;
соломка; желуди; скорлупки
разных орехов; семечки арбуза, дыни, кабачков
Огород
на окне: ящики; кашпо; тазики;
дендрарий; прозрачные емкости с водой,
опилками, песком, черноземом для наблюдений за ростом
растений в разных условиях;
растения (свекла, помидор,
морковь, чеснок, лук, салат и др.)
Инструменты
для трудовой деятельности: лейки; грабельки; лопаточки; тазики;
тряпочки; пульверизаторы; кисточки; ножницы; фартуки
для детей.
Дидактический материал:
Развивающие игры: «Живая и неживая природа», «Как зовут тебя,
деревце?», «Чей малыш?», «Фрукты-овощи», «Вершки и корешки», «Садоводы и
овощеводы», «Зоологическое лото» и др.
Альбомы
для рассматривания:
«Красная
книга РСО-Алания», «Наши меньшие братья»
(домашние питомцы, «Живая планета» (изображения животных, с жизнью которых
познакомили детей) и др.
Различные
панно, сделанные совместно с детьми «А мы с ними знакомы. ».
Альбомы
с тематической подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, примет
(по временам года, животные, птицы, растения и т. д.).
Оформленные
в виде альбомов картотеки экологических игр, опытов, лекарственных и комнатных
растений.
«Витаминные
азбуки» (оформленные в виде книжек, кубов с рисунками продуктов, в которых
содержатся витамины А, В, С)
Систематическая,
последовательная, целенаправленная работа с детьми в уголке природы приводит к
формированию основ экологического миропонимания. Об устойчивости проявления осознанно-правильного
отношения к природе можно говорить только тогда, когда большая работа по
экологическому образованию, осуществляемая в детском саду, будет продолжена в
начальной школе на основе преемственных образовательных программ и
педагогических технологий.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2025
Дата обновления: 05.12.2025
Дата публикации: 04.12.2025