Консультация для педагогов «Уголок природы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

04.12.2025

          В системе дошкольного воспитания многие задачи экологического образования можно решать через организацию деятельности детей в уголке природы.  

Правильно организованная деятельность детей в уголке природы позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. К сожалению, воспитатели зачастую не полностью используют все многообразие методов и приемов организации деятельности детей в уголке природы, ограничиваясь лишь таким приемом, как дежурства.

 Совместная работа по изготовлению природных композиций, кормушек,  сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает что-то правильное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются родители.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования  считается организация развивающей предметной среды.  Чтобы предметный материал, предложенный детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности, необходимо формировать у них максимум знаний и способов действий, на которые можно опереться: знакомить их с природой, воспитывать любовь к ней через доступные средства.

 -наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;

-подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей (календарь погоды, наглядный иллюстративный материал, дидактические игры, гербарии, муляжи животных, фруктов и овощей и др.);

— возможность практического  освоения опыта детьми,  проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний (материал для проведения элементарных опытов, развития трудовых навыков).

Содержание уголка природы

Календари природы: по времени года; месяцам; дням недели; частям суток.

Дневники наблюдений: за состоянием погоды;  птицами; ростом растений на огороде на окне, в уголке природы; протеканием эксперимента  с растениями.

Мини- лаборатория: прозрачные пластмассовые емкости разных размеров; ситечки; воронки; пипетки;  мерные ложечки; разные по емкости шприцы; краски пищевые; магниты и железные стружки; лупы; микроскоп и т. д.

Муляжи, модели: овощи; фрукты; насекомые; животные и птицы  родного края, пустыни, леса, морские животные и животные Полярного края.

Модели среды обитания: аквариум; лес; степь;  пустыня; тундра

Природный материал: шишки разных хвойных растений; ракушки;  камушки; веточки; соломка; желуди; скорлупки разных орехов; семечки арбуза, дыни, кабачков

Огород на окне: ящики; кашпо; тазики; дендрарий; прозрачные емкости с водой, опилками, песком, черноземом для наблюдений за ростом растений в разных условиях;

растения (свекла, помидор, морковь, чеснок, лук, салат и др.)Хочу такой сайт

Инструменты для трудовой деятельности: лейки;  грабельки; лопаточки;  тазики;

тряпочки; пульверизаторы; кисточки; ножницы; фартуки для детей.

Дидактический материал:

Развивающие игры: «Живая и неживая природа», «Как зовут тебя, деревце?», «Чей малыш?», «Фрукты-овощи», «Вершки и корешки», «Садоводы и овощеводы», «Зоологическое лото» и др.

Альбомы для рассматривания:

«Красная книга  РСО-Алания», «Наши меньшие братья» (домашние питомцы, «Живая планета» (изображения животных, с жизнью которых познакомили детей) и др.

Различные панно, сделанные совместно с детьми «А мы с ними знакомы. ».

Альбомы с тематической подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, примет (по временам года, животные, птицы, растения и т. д.).

Оформленные в виде альбомов картотеки экологических игр, опытов, лекарственных и комнатных растений.

«Витаминные азбуки» (оформленные в виде книжек, кубов с рисунками продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С)

Систематическая, последовательная, целенаправленная работа с детьми в уголке природы приводит к формированию основ экологического миропонимания. Об устойчивости проявления осознанно-правильного отношения к природе можно говорить только тогда, когда большая работа по экологическому образованию, осуществляемая в детском саду, будет продолжена в начальной школе на основе преемственных образовательных программ и педагогических технологий.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.12.2025

Дата обновления: 05.12.2025

Дата публикации: 04.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».