Пояснительная записка к учебному плану
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад компенсирующего вида №7 города Моздока Республики Северная Осетия-Алания
Учебный план на 2024 – 2025 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программах - образовательным программам дошкольного образования»;
- Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушением
зрения (слабовидящих, амблиопией, косоглазием, ФРЗ) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детский сад компенсирующего вида №7 города Моздока Республики Северная
Осетия-Алания;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022. "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования, для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в
Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (в редакции приказа Министерства
просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)») (далее – ФГОС ДО);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ Министерства Просвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 "Об утверждении Порядка приема на
обучение по образовательным программам дошкольного образования";
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 28.12.2020;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад
компенсирующего вида № 7 г. Моздока РСО - Алания.
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад
компенсирующего вида № 7 г. Моздока РСО – Алания (далее - МБДОУ №7) на 2023-2024 учебный год является
нормативным актом устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на
проведение организованной образовательной деятельности.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. Организованная образовательная деятельность
в группах осуществляется в период с 02.09.2024 г. по 30.05.2025 г.
В летний период с 02.06.2025 г. по 29.08.2025 год учебные занятия не проводятся. Реализация адаптированной
основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушением зрения (слабовидящих,
амблиопией, косоглазием, ФРЗ) МБДОУ №7 города Моздока, в это время обеспечивается за счет совместной и
самостоятельной деятельности детей в течении увеличенной по продолжительности прогулки, а также за счет
проведения игр различной направленности, праздников, экскурсий и др.
МБДОУ №7 работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду
составляет 10,5 часов с 7.30 до 18.00.
В ДОУ функционирует 4 группы для детей с нарушением зрения:
младшая (слабовидящая) группа возраст от 3 до 4 лет;
средняя группа возраст от 4 до 5 лет;
старшая группа возраст от 5 до 6 лет;
подготовительная группа возраст от 6 до 7 лет;
Коллектив ДОУ работает, по адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования
для детей с нарушением зрения (слабовидящих, амблиопией, косоглазием, ФРЗ) Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения – детский сад компенсирующего вида №7 города Моздока Республики
Северная Осетия-Алания.
Учебный план соответствует Уставу, адаптированной образовательной и парциальным программам,
гарантирует ребенку с НЗ получение комплекса образовательных услуг.
В структуре учебного плана выделяются инвариативная (обязательная) и вариативная (модульная) части.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части адаптированной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и реализуется через обязательные занятия организованной образовательной
деятельности. Вариативная часть учебного плана сформирована и с учетом регионального компонента, в основе
которого реализация образовательного процесса с учётом национальных, социокультурных, экономических,
климатических условий и традиций нашего города, района и республики. Объем обязательной (инвариативной) части
в учебном плане составляет более 60% от общего объема основной адаптированной общеобразовательной программы
ДОУ. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная), не более 40%.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие",
"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие",
«Речевое развитие» входят в расписание организованной образовательной деятельности. Они реализуются как в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности
и отражены в календарном планировании.
Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности устанавливается в
соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.3648-20).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста
составляет:
- в младшей группе - 2 часа 45 минут,
- в средней группе – 4 часа,
- в старшей группе – 6 часов 15 минут,
- в подготовительной группе – 8 часов 30 минут;
Продолжительность образовательной деятельности (занятий)
для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
для детей 5-го года жизни – не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни – не более 25 минут,
для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят зрительную гимнастику,
физкультминутку, пальчиковую гимнастику.
Ежедневно, с воспитанниками с нарушением зрения, проводится офтальмологическом лечение на аппаратах в
кабинете охране зрения. под руководством медсестры кабинета охраны зрения. А также индивидуальные и групповые
занятия с учителями – дефектологами (тифлопедагогами).
Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах
не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа
соответственно.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй
половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Её продолжительность должна составлять не более 25-30
минут в день.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, следует проводить в первую половину дня и в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник,
среда). Для профилактики утомления детей её сочетают с образовательной деятельностью, направленной на физическое
и художественно-эстетическое развитие детей.
Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее
50% общего времени, отведенного на образовательную деятельность.
Образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют 3 раза в
неделю: 2 раза в спортивном зале, 1 раз при благоприятных метеорологических условиях на открытом воздухе.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать
в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми
(занятия, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.
Учебный план содержит следующие образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Каждой образовательной области соответствуют различные виды образовательной деятельности:
«Познавательное развитие»: «Ознакомление с окружающим», «Конструирование», «Формирование
элементарных математических представлений»;
«Речевое развитие»: «Развитие речи», «Подготовка к обучению грамоте»; «Чтение художественной
литературы».
«Социально-коммуникативное развитие»: «Трудовое воспитание», «Социализация».
«Художественно -эстетическое развитие»: «Рисование», «Лепка», «Аппликация»; «Музыка», «Приобщение к
искусству».
«Физическое развитие»: «Физическая культура», «ОБЖ», «Здоровье».
Социально-коммуникативное развитие:
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов.
Включает следующие виды деятельности: формирование основ безопасности, усвоение моральных и нравственных
ценностей, трудовых навыков, игру. Формирование навыков безопасности с средней группы по подготовительную
группу осуществляется ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а также в
самостоятельной деятельности воспитанников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками осуществляется ежедневно в совместной
образовательной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности воспитанников. Усвоение
моральных и нравственных ценностей реализуются через интеграцию образовательной области «Познание» в
организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» организуемой 1 раз в неделю.
Познавательное развитие:
«Ознакомление с окружающим» организуется 1 раз в неделю с включением регионального компонента.
«ФЭМП» организуется 1 раз в неделю.
Речевое развитие:
«Развитие речи» организуется с младшей группы по подготовительную группу – 1 раз в неделю.
В подготовительной группе в рамках вариативной части учебного плана реализуется парциальная образовательная
программа «Подготовка к обучению грамоте» - 1 занятие.
«Ознакомление с художественной литературой» интегрируется со всеми образовательными областями, и
проводится в процессе режимных моментов, в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие:
«Музыка» организуются во всех группах 2 раза в неделю.
«Художественное творчество (рисование)» организуется во всех группах 1 раз в неделю, коррекционное рисование
«Художественное творчество (ознакомление с искусством)» организуется со старшей группы 1 раз в неделю.
«Художественное творчество» (лепка, аппликация) чередуются и проводятся 1 раз в неделю.
«Художественное творчество» (конструирование /ручной труд) чередуются и проводятся 1 раз в неделю.
Физическое развитие:
«Физическая культура» организуется 3 раза в неделю; (1 занятие проводится на улице).
Дополнительное образование (кружковая деятельность) осуществляется в старшей и подготовительной группах
2 раза в неделю. «Разноцветные ладошки» художественной направленности для детей с нарушением зрения 6 – 7
лет, «Экологическое моделирование» естественно – научной направленности для детей с нарушением зрения 5 – 6 лет.
Учебный план на 2024 -2025 учебный год
Количество ОД в неделю
Образовательн
ая область
Направления
развития
Младшая группа
(слабовидящая)
3-4 года
Средняя группа
4-5 лет
Старшая группа
5-6 лет
Подготовительная
к школе группа
6-7 лет
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Социально-коммуникативное развитие
Формирование основ безопасности
Социализация, развитие общения, нравственное
воспитание. Ребенок в семье и обществе.
Патриотическое воспитание.
Самообслуживание, трудовое воспитание
режимные моменты
Образовательная деятельность осуществляется на основе принципа интеграции в совместной
деятельности педагога с воспитанниками, а также реализуется в ходе режимных моментов, в
самостоятельной деятельности детей.
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических
представлений
Ознакомление с окружающим миром
Развитие познавательно-исследовательской
(конструктивной) деятельности
Коррекционно-дефектологическая деятельность
1(15)
1(20)
1(25)
1(30)
1(15)
1(20)
1(25)
1(20)
Образовательная деятельность осуществляется на основе принципа интеграции в совместной
деятельности педагога с воспитанниками, а также реализуется в ходе режимных моментов, в
самостоятельной деятельности детей.
1(15)
1 (20
2(50)
2(60)
Речевое развитие
Развитие речи
1(15)
1 (20)
Художественная литература
1(25)
2(60)
режимные моменты
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству, конструктивномодельная деятельность
Музыкальная деятельность
Образовательная деятельность осуществляется на основе принципа интеграции в совместной
деятельности педагога с воспитанниками, а также реализуется в ходе режимных моментов, в
самостоятельной деятельности детей.
2(30)
2(40)
2(50)
2(60)
Изобразительная деятельность
рисование / коррекционное рисование
лепка /аппликация
-ручной труд/ конструирование
1(15)
1(15)
-
1(20)
1(20)
1(20)
2(50)
1(25)
1(25)
2(60)
1(30)
1(30)
Физическое развитие
Формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни
Физическая культура:
в зале
на улице
Образовательная деятельность осуществляется на основе принципа интеграции в совместной
деятельности педагога с воспитанниками, а также реализуется в ходе режимных моментов, в
самостоятельной деятельности детей.
1(15)
2(30)
2 (40)
1(20)
2(50)
1(25)
2(60)
1(30)
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Дополнительное образование (кружки )
-
-
2 (30)
2(30)-
Всего:
11
12
14
16
Учебная нагрузка в неделю (мин)
165
240
350
480
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида №7
г. Моздока РСО - Алания в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за
реализацию образовательной программы в соответствии с учебным планом.
На основе учебного плана составлена сетка-расписание образовательной деятельности (занятий), цель которой:
отрегулировать нагрузку, определить чередование различных видов образовательной деятельности в целях снятия
перегрузки, предупредить утомляемость, разнообразить формы проведения образовательной деятельности, чередовать
статичные и динамичные виды деятельности, распределить нагрузку между воспитателями и специалистами.